Интернет–сервисы, наладив продажи авиа– и железнодорожных билетов, энергично взялись за растущий рынок регулярных автобусных пассажирских перевозок. Его емкость оценивается в 60 млрд рублей в год.
В начале июня интернет–сервис TakeBus, запущенный в 2015 году на средства российского венчурного Фонда развития интернет–инициатив (ФРИИ), начал продавать электронные билеты на междугородние и международные автобусы из Петербурга. TakeBus стал первым в России, кто предложил пассажирам возможность купить билет на автобус через Интернет с помощью мобильного приложения. Его примеру последовали и другие онлайн–торговцы билетами. Так, туристический сервис tutu.ru открыл в июне раздел "Автобусы".
Емкость рынка вдохновляет интернет–посредников: ежегодно на междугородних и международных автобусах перемещается около 100 млн человек, на поездки они тратят 60 млрд рублей. Виртуальные торговцы рассчитывают продавать до 70% автобусных билетов и зарабатывать с каждого до 10% от их стоимости.
Пока этот сегмент рынка пассажирских перевозок сильно отстает по оборотам продаж от интернет–услуг авиа–, железнодорожных перевозчиков и таксомоторных компаний. Сегодня в России с помощью интернет–сервисов оформляется примерно 70% авиационных и 65% железнодорожных билетов. Доля интернет–продаж автобусных билетов не превышает 10% — такую оценку дает ФРИИ. В TakeBus приводят вдвое меньшее значение — 5%, а представители сервиса Unitiki утверждают, что через Интернет продается максимум 4% автобусных билетов на междугородних и международных рейсах. Большинство пассажиров все еще приобретают билеты на автовокзалах.
"Перед стартом мы интервьюировали пассажиров автобусов, проанализировали поисковые запросы в Google и Yandex. Более 70% респондентов готовы приобретать билеты на автобус онлайн", — говорит Дмитрий Храпов, основатель tutu.ru. Его слова подтверждают и перевозчики, продающие билеты через собственные сайты. Так, эстонский перевозчик, работающий в России, Lux Express Group, отмечает, что процент билетов, купленных через Интернет, растет, в I квартале 2016 года 74% билетов на международные маршруты Lux Express были куплены онлайн.
На чем зарабатывают
Основной доход посредников — комиссия, взимаемая с покупателя билета или перевозчика. То есть если у посредника есть договор с перевозчиком, то комиссия включается в стоимость билета. А если посредник продает билеты по договору с автовокзалом, то он делает наценку и билет получается дороже, чем в кассе автовокзала. Например, билет на рейс Москва — Петербург, купленный в Интернете, обойдется на 10–15% дороже, чем на автовокзале.
В TakeBus утверждают, что комиссия составляет 6%, а у других сервисов — 10%. "Пока мы зарабатываем только на комиссии. Но планируем внедрить новые сервисы, например дополнительную информационную поддержку", — отмечает сооснователь TakeBus Олег Мифтахов.
Соглашаются с коллегой и в компании Unitiki, поясняя, что можно заработать на страховках и sms–уведомлениях.
Кроме разницы в ценах на билеты, продаваемые через Интернет и в кассах, в "Пассажиравтотрансе" обращают внимание еще на один недостаток посредников — невозможность для пассажира приобрести билет туда–обратно одним кликом.
Своя система
В 2015 году при Минтрансе РФ создана рабочая группа для расширения использования электронных систем дистанционной продажи билетов на междугородние автобусные маршруты. В ее состав вошли представители компаний–разработчиков, Российского автотранспортного союза, ФРИИ, "Пассажиравтотранса" и "Мосгортранса". Для пилотного проекта выбрано направление Петербург — Москва.
"Пассажиравтотранс" прорабатывает вопрос внедрения новой системы автоматизированной продажи билетов. Пока нет четкого представления о стоимости и сроках реализации проекта", — сообщили на предприятии.
Опережая поезда
Рынок автобусных перевозок (в отличие от авиационных и железнодорожных) растет. Перевозчики объясняют рост спроса увеличением интереса к внутреннему туризму, а также переориентацией пассажиров на более дешевые виды транспорта, к которым относится автобус.
Для примера: средняя стоимость автобусного билета на наиболее популярном направлении Петербург — Москва составляет 1200 рублей, железнодорожная плацкарта обойдется почти в 2 тыс. рублей, а время в пути будет такое же, как и на автобусе. Самый дешевый авиабилет можно купить втрое дороже автобусного.
Кроме столицы России все чаще на автобусах ездят из Петербурга в Минск, Ригу, Вильнюс, Хельсинки и Таллин. По этим направлениям автобусы и ходят быстрее и чаще, чем поезда, и стоят дешевле — это главная причина их популярности.
“
Мы готовы к сотрудничеству с различными интернет–сервисами по продаже автобусных билетов. В том случае, если сервис достаточно популярен, он может принести компании новых клиентов. Ежегодно растет процент билетов, купленных через Интернет. Развитие собственной онлайн–системы продаж является приоритетным для нашей компании, поскольку мы можем оперативно реагировать на изменения спроса. Одно из последних наших нововведений — динамическое ценообразование, введенное в начале 2016 года. Это когда пассажиры, которые покупают билеты заранее, получают самые низкие цены, например билет в Хельсинки или Таллин за 690 рублей.
Анна Ширинская
менеджер по продажам и маркетингу Lux Express Group
“
Система дистанционной продажи электронных билетов — это больше чем просто продажа. Это общее информационное пространство, в котором взаимодействуют пассажиры, перевозчики и автовокзалы. Подобная система призвана снижать издержки и помогать всем участникам, увеличивая доступность сервиса (в том числе уменьшать стоимость билета для пассажира). Но на практике зачастую получается иначе. Поэтому услугами интернет–сервисов наша компания не пользуется, так как они, к сожалению, увеличивают стоимость билета. На свои рейсы мы продаем билеты самостоятельно через автобусную станцию или автовокзал.
Алексей Ивин
генеральный директор Петербургской транспортной компании