Сеть "Метрика" сократилась в 5 раз, не справившись с быстрым ростом. Два десятка магазинов по всей России еще продолжают работу, но участники рынка считают, что и они скоро закроются. Компания распродает землю.
Торговая сеть по продаже товаров для дома и ремонта "Метрика", основной владелец которой — петербургский миллиардер Евгений Лебедев, проработала более 20 лет, но в ближайшее время может покинуть местный рынок. Этим летом был закрыт гипермаркет на Большом проспекте Васильевского острова, перестали работать объекты на Чкаловском проспекте, проспекте Науки и улице Фучика. Все они занимали арендованные площади. Оставшиеся три гипермаркета на Торфяной дороге, Пулковском шоссе и шоссе Революции распродают товарные остатки. Как ожидают на рынке, работа может завершиться в ближайшее время, несмотря на то что помещения этих магазинов в собственности компании. Таким образом, в сети "Метрика" останется около 20 гипермаркетов за пределами Петербурга против 112, которыми она располагала на пике своего развития.
План передачи петербургских магазинов конкурентам не увенчался успехом. Из всех гипермаркетов "Метрике" удалось продать только объект на Выборгском шоссе финской "К-рауте", предположительно за 1 млрд рублей. Другие игроки объектами "Метрики" не заинтересовались. "Нам предлагали покупку данных гипермаркетов, но они не подходят под наш формат", — говорит директор по маркетингу СТД "Петрович" Игорь Колынин. Дело в завышенной стоимости объектов, отмечает представитель другой сети.
В качестве выхода из сложной ситуации "Метрика" задумала реформацию торговых точек в Петербурге. Так, сначала владельцы торговой сети задумались о гибридном с онлайн-торговлей формате. Однако переговоры с самым очевидным партнером — сетью "Юлмарт" провалились, и "Метрике" пришлось искать выход самостоятельно. Жестом отчаяния можно считать предложение руководителей сети о сдаче полок в аренду поставщикам стройтоваров.
Земля на продажу
Впрочем, обвинить владельцев торговой сети в бездействии нельзя. Еще осенью прошлого года на продажу были выставлены их земельные участки. Это довольно большой портфель — почти 40 га земли, но по-настоящему привлекательных участков там немного, отмечают эксперты. Осенью ожидается продажа под жилищное строительство участка на Торфяной дороге (88,4 тыс. м2). На сентябрь назначены торги по продаже двух участков на Пулковском шоссе. В активной фазе переговоры по поводу участка в Шушарах. Основной претендент на землю на Московском шоссе, 81, — столичная ФСК "Лидер". Правда, москвичи от комментариев отказались.
На месте гипермаркета на Торфяной дороге могут появится 150 тыс. м2 жилья и 50 тыс. м2 апартаментов. Речь идет о жилье комфорткласса, примерная цена может составить 85-90 тыс. рублей за 1 м2 жилья и 70 тыс. рублей за 1 м2 апартаментов, этот участок очень интересен застройщикам, говорит Сергей Федоров, генеральный директор "Терра Инкогнита". Закрытия сделки он ожидает в этом году, осенью. Как пояснил "ДП" Сергей Мингалимов, директор по развитию "Метрики", участок на Торфяной дороге действительно будет отдан под жилую застройку, но конечный покупатель пока не определен: проблема в том, что "Метрике" нужны живые деньги, а не доля в проекте.
"Обычно застройщики приобретают земельные участки за долю в проекте. У нас ситуация, предполагающая продажу в деньгах либо переуступку кредита, — объясняет Сергей Мингалимов. — Поэтому цена несколько снижена. Вариант продать участок за долю в проекте есть, но он не приветствуется банком". По его мнению, эти участки нецелесообразно продавать или отдавать в аренду под DIY-сети, объекты гораздо интереснее для продажи девелоперам.
Помимо трех гипермаркетов холдинг выставил на продажу участок площадью 10 га под складской комплекс в Шушарах, а также БЦ "Формида" площадью 10 тыс. м2 на Ладожской.
Головокружительный рост
После успеха на петербургском рынке в 2012-2013 годах "Метрика" стала активно открывать магазины в Северо-Западном, Центральном федеральных округах и Поволжье. Выручка компании начиная с 2009 года уверенно росла, превысив в 2014 году 14,71 млрд рублей. Однако взрывной рост с 55 гипермаркетов в 2011 году до 112 летом 2014 года в совокупности с кризисом 2015 года подорвал финансовое благополучие ретейлера. Отсутствие конкурентных преимуществ перед мировыми гигантами, вымывание ассортимента из-за конфликтов с поставщиками, не самый лучший сервис стали для "Метрики" причинами банкротства и продажи бизнеса, считают эксперты. Однако, как говорили в компании, ошибки управления не привели бы "Метрику" к такому сокращению бизнеса, если бы не рост цен и падение покупательской способности, особенно в регионах.
Российским ретейлерам объективно стало тяжело тягаться с мировыми DIY-сетями, отмечает Леонид Довладбегян, первый заместитель генерального директора "220 Вольт". Он напоминает, что "220 Вольт" и СТД "Петрович" удерживаются в своей нише за счет интернет-торговли, "Метрика" же остается классическим ретейлером. "Соперничать с "Леруа Мерлен" сложнее, там ниже цены, в OBI лучше ассортимент и обслуживание, в итоге мы видим у "Метрики" отсутствие глобальных конкурентных преимуществ, — говорит Довладбегян. — Да, у них была определенная доля товаров под СТМ, произведенных в Китае, но в связи с курсовыми колебаниями собственная торговая марка из двигателя для компании превратилась в якорь, что тоже сыграло свою роль".
В кризис у компании начались проблемы с поставщиками, наряду с исками об оплате поставок сеть получила два заявления о банкротстве. За 2014 год в суд поступило 52 иска на 250 млн рублей, за 4 месяца 2015 года — уже 61 иск на 360 млн рублей. Крупнейший иск — на 118 млн рублей — подала в начале мая 2015 года компания "Стройтехника" (поставщик электроинструментов).
"Метрика" отреагировала сокращением розничной сети вдвое и сконцентрировалась на домашнем рынке. Но и это не помогло — год назад суд признал компанию банкротом, с июля 2015 года введено конкурсное производство.
Поделили поляну
Выбывание "Метрики" из числа петербургских игроков однозначно подстегнуло развитие DIY-рынка. О планах строительства и запуска новых магазинов в этом году не заявил разве что ленивый. Финская "К-раута" намерена нарастить сеть с восьми до 10 гипермаркетов, ближайший начнет работу осенью. Французская "Леруа Мерлен" запустила четвертый гипермаркет в Петербурге, петербургский "Максидом" готовится открыть гипермаркет на улице Передовиков. СТД "Петрович" намерен запустить по два магазина в Петербурге и Москве в следующем году.