Искусство праздника. Инсталляция Сергея Деникина "Осколки" в ДК "Громов"

 

Сергей Деникин — один из немногих современных художников, размышляющих в своих работах о красоте. Это можно было бы счесть вызовом ревнителям Дюшана и Херста, но тут нет ни капли провокации.
Деникин работает с традиционными для авангарда и постмодерна материалами: вырезками из газет, хламом с барахолок, засушенными насекомыми. Он известен своими коллажами, ассамбляжами и инсталляциями и в этом отношении тоже не противоречит традициям искусства ХХ века. При всей любви к художественным экспериментам Деникин ставит выше всего выверенность пластической формы, что по меньшей мере экзотично на фоне арта, который торгует инкрустированным алмазами черепом, бьет в барабан политического активизма или выводит новые клоны китча. Это когда–то красота спасала мир, теперь же лучше хорошенько подумать, прежде чем применить по отношению к искусству такое скользкое словечко. Деникин рискует, последовательно занимаясь совершенствованием пластического языка, использует ли он слюду для коллажей, снимает ли анимацию про стрекозу из своей энтомологической коллекции или строит из мишуры и проволоки оптический иллюзион. Его работы неоднократно доказывали проверенную временем истину: искусство, преодолевшее банальность материала, умножает свою силу.
В этом напряжении между неприглядными вещами, преображенными в художественное произведение, и высоким эстетическим идеалом мы приобщаемся к творчеству, решающему едва выполнимые задачи. Деникин со студенчества не привык разменивать искусство на случайные амбиции, он учился на монументалиста. У него есть менее удачные проекты, есть слишком ироничные, но проходных нет. Текучка фестивальной жизни ему безразлична. Искусство для него праздник, нечто из ряда вон выходящее. В этом убеждают в особенности недавние инсталляции художника — мерцающие в полумраке и отбрасывающие сказочные тени гирлянды, собранные из лески, кореньев и слюды.
Выставка в ДК "Громов" — новом арт–пространстве, открывшемся осенью, — как раз о празднике, всегда желанном, с малых лет любимом и немного грустном, как воспоминания о счастливом детстве. Инсталляция Деникина сделана из старых елочных игрушек. На первом этаже они выставлены как объекты, на втором — как минималистская серия гирлянд и ассамбляжи с оптическими эффектами. Меланхолично, празднично и стильно. Изящная инсталляция любимца петербургской публики выгодно отличает новую площадку от дежурных арт–центров. Искусство, собирающее нас на праздник, — редкость в наши дни.