Писательница Нелли Шульман посвятила свою колонку правдивой лжи, одним из примеров которой было утверждение Билла Клинтона о том, что у него не было сексуальных отношений с Моникой Левински.
Джером К. Джером говорил, что существует три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика. Это, конечно, одна их тех шуток, в которых есть доля правды, однако психологи из Гарвардского университета выяснили, что третий вид лжи на самом деле называется правдой. Обычно, когда мы лжем друг другу, мы делаем это двумя способами. Или мы просто лжем, искажая правду, или концентрируемся на правдивых заявлениях, не упоминая при этом факты, идущие вразрез с нашей точкой зрения.
Третий вид лжи, согласно исследованию, опубликованному Американской психологической ассоциацией, является на самом деле чистой правдой. В отличие от второго вида лжи, в этом случае мы сообщаем не просто правду, но правду, кажущуюся на первый взгляд самой правдивой из всех возможных. Цель такой лжи — отвлечь внимание слушателя от истинных событий и направить его размышления на другие рельсы.
Наиболее известный случай такой лжи — программное утверждение Билла Клинтона о том, что у него не было сексуальных отношений с Моникой Левински. Телевизионное интервью, в ходе которого Клинтону задали этот вопрос, снималось через несколько месяцев после того, как эти самые отношения закончились. Технически Клинтон не солгал. На тот момент у него действительно не было отношений с Моникой.
Однако с глобальной точки зрения, разумеется, это было ложью. "Нет сейчас" не значит "не было никогда".
Однако не только политики предпочитают правдивую ложь. В ходе исследования выяснилось, что, например, больше половины выпускников гарвардской программы MBA лгут именно так. Психологи предупреждают, что такой вид лжи, во-первых, является, что называется, визитной карточкой политиков, а во-вторых, отношение к человеку, пойманному на такой лжи, значительно хуже, чем к обыкновенному, безыскусному лжецу.