13:1719 января 201713:17
4449просмотров
13:1719 января 2017
Группа компаний "Теремок" откроет новое производство и поменяет формат ресторанов с fast food на fast casual. Несмотря на кризис, запросы аудитории растут, и бизнес пытается им соответствовать.
Группа компаний "Теремок" в 2017 году потратит более 300 млн рублей на развитие бизнеса в Петербурге. Эта сумма включает в себя затраты на открытие восьми новых ресторанов за 140 млн рублей, реконструкцию семи старых за 50 млн, а также на запуск нового производства, где будут делать тесто и начинки. Старое, как рассказал совладелец сети Виталий Свидовский, с обслуживанием ресторанов уже не справляется.
Также меняется концепция сети: рестораны перестанут быть заведениями формата fast food и сменят формат на fast casual, то есть перейдут с быстрого на повседневное питание. "Теперь мы будем конкурировать не столько с фастфуд-сетями, сколько с одиночными ресторанами, которые работают в fast casual, - говорит Елена Федотова, директор "Теремка" по маркетингу. - Хотя на фудкортах в торговых центрах все, конечно, останется по-прежнему: там мы делим аудиторию с KFC, "Макдоналдс", "Бургер кингом".
Битва накаляется
Обновляются и основные конкуренты "Теремка": в кризис большинство крупных участников рынка решили не прекращать инвестировать, но не в открытие точек, а в обновление. Компании меняют интерьеры, устанавливают терминалы для заказа, ускоряют время обслуживания, чтобы переманить оставшуюся аудиторию. Например, "Макдоналдс", лидер петербургского рынка общепита с годовой выручкой в 7 млрд рублей, постепенно меняет интерьеры своих точек на более современные и открывает по 4-6 новых заведений в год. В 2017 году темпы роста в в Петербурге компания намерена сохранить. ООО "АмРест" (бренды KFC и Pizza Hut) и Burger King Russia позиционирование на рынке пока не меняют, но вслед за лидером отделяют линию раздачи от касс, чтобы ускорить обслуживание.
Гендиректор ООО "Булла" (бренд THE COFFEE and BREAKFAST) Александр Лейбов считает, что конкуренция между заведениями общепита очень ситуативна и часто главную роль играет расположение, а не бренд и интерьер. "Если рядом кроме фастфуд-ресторана и кофейни ничего нет - конечно, они конкуренты, - поясняет он. - А если вокруг много точек разных форматов - те, кто хотят попить кофе, не пойдут в бургерную, а кто хочет целенаправленно съесть бургер, не пойдут есть его в кофейню, даже если он будет в меню". Его заведение - классический fast casual, с которым как раз собирается конкурировать "Теремок". К такому формату постепенно переходят многие игроки рынка в среднем и низком ценовых сегментах: кофейни, бары и кондитерские добавляют в меню супы и сендвичи, формируют бизнес-ланчи и завтраки. Так они получают возможность удержать своих клиентов - например, те, кто заходил в бар или кофейню вечером, с появлением супов начнет заглядывать еще и на обед. Интерьеры меняются в том же ключе - становятся более спокойными, направленными на то, чтобы заставить посетителя дольше оставаться в ресторане.
Надежда на год
Смена формата "Теремка" включает не только дизайн интерьера, но и изменение состава блюд, например, пюре для начинок теперь делают не из хлопьев, а из картофеля, в блюдах нет приправ с глутаматом натрия и т. д. При этом цены за год повысили на 7%, в рамках уровня инфляции. "Чтобы при этом удерживать фудкост, мы работаем с поставщиками: договариваемся о более выгодных условиях, заключаем только долгосрочные контракты", - говорит Елена Федотова.
В 2016 году компания открыла новый склад и логистический центр за 50 млн рублей и 7 новых ресторанов. Еще 8 точек реконструировали под новый формат, вложения составили 100 млн рублей. Сейчас в Петербурге 86 стационарных ресторанов сети и 48 уличных киосков (2 из них в этом году закрылись). "Киоски мы тоже немного обновим, но вкладываться в их развитие и открывать новые не будем: этот формат уже не востребован", - поясняет Виталий Свидовский.
Выручка сети за 2016 год составила 3,7 млрд рублей (на 500 млн рублей больше, чем за год до этого). Прогноз владельцев на 2017 год - 4,3 млрд рублей. "При этом на 17% выросла прибыль; дело в том, что многие в кризис начинают впрямую экономить, переходить на замороженные продукты, и это, по-моему, стратегическая ошибка: такие заведения теряют аудиторию, - рассуждает Свидовский. - Как пойдет работа в следующем году, зависит в основном от экономики, и хотя банки, которые нас кредитуют, настроены пессимистично, мы считаем, что доходы населения потихоньку будут расти и ситуация выправится".
Расширяться за границей компания временно не планирует - сейчас в Нью-Йорке работают два "Теремка", которые показывают в разные месяцы то положительный, то отрицательный результат по прибыли. До конца года в Нью-Джерси в торговом центре откроется еще одно заведение. "А потом мы подождем, посмотрим на результаты. Интересно поработать на рынке с настоящей, очень высокой конкуренцией", - говорит Виталий Свидовский.