Книгу Эдвардса Деминга "Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами" менеджерам надо читать обязательно. Она пользуется в России популярностью — в 2016 году ее переиздали в очередной раз. Деминг дает принципы управления качеством, которые надо знать не хуже, чем "Отче наш". Его считают одним из родителей кайдзена. После войны Америка отправляла в Японию бизнес-консультантов, чтобы помочь восстановить разрушенную экономику. Деминг поехал туда впервые в 1946 году, потом проводил обучение своим методам на крупных заводах. Статистические методы управления качеством начали внедрять еще до него, он же предложил последовательность действий для непрерывного совершенствования продуктов и процессов, так называемый цикл Деминга. Это один из элементов японской системы кайдзен, о которой в Америке заговорили после успеха Toyota.
За те годы, что я занимаюсь бизнесом, я стал деминговедом. Потому что уверен, что без управления качеством построить устойчивый бизнес невозможно. В советское время был ОТК (отдел технического контроля), у меня отец в нем работал. А вот что должно работать сегодня? Правильнее контролировать качество работы конкретной линии или всей компании? За него должен отвечать директор по качеству или директор по продукту? Улучшение качества идет постепенно или скачкообразно? По факту есть бизнесы, которые все еще живут, не задумываясь обо всех этих вопросах. Но то, что они живы, — случайность, как в Австралии, где сумчатые выжили, потому что не было хищников.
Есть ересь современного менеджмента — ISO, система, которая стремится удовлетворить запросы потребителя независимо от того, идет ли речь о Гатчинском комбикормовом заводе или Первой мебельной фабрике. Деминг же сторонник продуктового подхода, причем не только внешнего, но и внутреннего.
Деминг предлагает принять философию, что изделие должно быть качественным, отказаться от тотального контроля, лозунгов и транспарантов, давать сотрудникам простые и понятные цели, развивать профессиональную гордость… Политика управления качеством должна исходить из самого продукта. И это не застывшая во времени, а меняющаяся в зависимости от контекста история.
Пример, как применяется его теория в нашей практике: в интернет-магазине мы точно знаем, за сколько секунд страница должна открываться сегодня, завтра, послезавтра. Возможно, через полгода эта политика качества перестанет действовать и надо будет ее пересматривать. И так по каждому основному объекту качества: политика есть по внутренней логистике, по pudo-постам и т. д.
По большому счету по статистическому управлению качеством — а оно для любого бизнеса важно — есть всего два автора: Эдвардс Деминг и Джозеф Дюран. Начните с Деминга.
Автор: Дмитрий Костыгин, председатель совета директоров "Юлмарта"
Подписывайтесь на канал
ДП в Телеграме
, чтобы первыми узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!