Вовсе не блокировки пиратских ресурсов помогают видеосервисам продвигать в России потребление легального контента. Этому способствует популяризация "умного ТВ", операторских сервисов и мобильных приложений.
Видеосервисы Рунета по итогам 2016 года сумели не сбавить бодрого темпа развития, взятого в 2015–м. Им даже удается продвигать платную модель потребления услуг. Пока что основная масса интернет–зрителей не готова отказать пиратским ресурсам. Например, большинство потребителей операторской услуги "видео по запросу" (86%) активно посещают и сайты с нелегальным контентом, сообщает в своем исследовании iKS–Consulting.
И тем не менее, по опросам Медиакоммуникационного союза (МКС, объединяет крупные медийные группы), всего 8% пользователей Рунета принципиально потребляют только нелегальный контент. Основная часть аудитории не выбирает между легальным и пиратским контентом и просто ищет в поиске конкретный фильм, уверены представители онлайн–кинотеатра TVzavr. Там считают, что ситуация будет оставаться такой, пока поисковые системы не согласятся понижать пиратские сайты в поисковой выдаче.
При этом наблюдается интересная тенденция: аудитория, которая ищет фильмы через поисковые системы, сокращается, но растет количество зрителей, которые используют Smart TV ("умное ТВ" — по сути, Интернет в телевизоре. — Ред.) или мобильные приложения для выбора и просмотра кино. "Аудитория TVzavr, потребляющая видео за плату, за последний год выросла в 5 раз, а количество тех, кто готов смотреть рекламу, чтобы не тратить деньги, — на 20% (и это уже не эффект низкой базы! — Ред.), — говорят в TVzavr. — Популярность Smart TV растет, а это основной стимул для развития платной модели потребления".
Сейчас 83% зрителей онлайн–кинотеатров предпочитают бесплатную модель потребления контента с просмотром рекламы (рекламная модель доходов), сообщает iKS–Consulting. Платную подписку на весь контент покупает только 3% пользователей, а на просмотр сериалов и кино почти половина респондентов готовы тратить не больше 300 рублей в месяц. Если же говорить об услуге операторов "видео по запросу", 55% зрителей предпочитают бесплатный просмотр с показом рекламы.
Нельзя сказать, что платная модель через несколько лет вытеснит рекламную, скорее они будут востребованы в равной степени, но у разной аудитории, отмечают в онлайн–кинотеатре Megogo. Постепенно потребление легальных видеосервисов становится для россиян нормой. К тому же представители самых разных отраслей — банки, ретейлеры, телеком–операторы — предлагают видео в качестве бонусов при проведении маркетинговых кампаний и так "прикармливают" зрителей. "Пользователи привыкают к легальному просмотру онлайн–видео, качать пиратские копии становится немодно", — уверены в Megogo.
На абордаж
Прошлый год ознаменовался масштабной кампанией Роскомнадзора по блокировке пиратских сервисов, что, однако, не привело к доминированию легальных сервисов. В январе 2017 года примерно равное число пользователей посетили крупнейшие легальные и пиратские сервисы (см. "Количество пользователей...").
И все–таки по итогам прошлого года ожидания игроков рынка относительно роста финансовых показателей оправдались. Отчетность крупнейших игроков будет опубликована позже, но, как говорят представители популярных сервисов, выручка растет хорошими темпами, сопоставимыми с удачным 2015 годом.
Так, онлайн–кинотеатр TVzavr на днях впервые за 7 лет объявил о получении прибыли, а его совокупная выручка на 50% превысила показатель 2015 года. "Рынок растет, но прирост нельзя назвать значительным. Ретейл все еще в кризисе (темпы продаж новых ТВ в 2015–2016 годах падали), что не способствует динамичному росту аудитории онлайн–кинотеатров", — отмечают в онлайн–кинотеатре Okko.
Государственные думы
Легальное онлайн–кино набирает популярность в России не благодаря притеснению пиратских сервисов, а за счет эксклюзивного контента и миграции аудитории в такую зону, где присутствие нелегальных площадок фактически сведено на нет, — мобильные приложения, Smart TV и операторские сервисы.
В 2017 году ожидается укрепление позиций крупных игроков, партнерство видеосервисов с представителями других отраслей и ростом популярности подписных продуктов.
Между тем развитию крупнейших площадок может помешать принятый в первом чтении законопроект об ограничении доли иностранного участия в онлайн–кинотеатрах. Закон коснется прежде всего ivi.ru, Okko, Megogo, у которых доля иностранцев сейчас превышает 20%. Принятие закона Госдумой может стать причиной перестройки всей отрасли, уверена глава TVzavr Марина Сурыгина.
“
2017 год будет посвящен продвижению видео по подписке как наиболее стабильной модели монетизации. Ключевыми аргументами для перехода на легальные сервисы станут понятное продуктовое предложение и гарантии качества видео и безопасности платежа. Как показывают наши исследования, первым отпугивающим фактором для пользователя является стоимость легального контента. На втором месте — безопасность. То есть люди хотят понимать, за что они платят (качество, отсутствие рекламы, частота обновления контента в подписке), а также хотят гарантий безопасности платежа.
Иван Гродецкий
гендиректор онлайн–кинотеатра Okko (320 тыс. посетителей в январе 2017–го)
“
Ни один "пират" не даст пользователю столько возможностей, как легальный видеосервис. Пользователь последнего может подключать до пяти параллельных устройств одновременно, потреблять контент с разных платформ, ему доступен большой ассортимент видео в разном качестве. У "пиратов" же отсутствует больше половины из перечисленного списка, и в дальнейшем этот разрыв будет только увеличиваться.Мы предлагаем пользователям сервис и высокие технологии — все то, что стоит больших вложений (тут речь о финансовых вливаниях, затраченном времени и человеческом труде).
Виктор Чеканов
гендиректор онлайн–кинотеатра Megogo в России