Британский премьер-министр Тереза Мэй запустила процесс выхода страны из ЕС. "ДП" вспомнил, как высказывались о Brexit чиновники и политики, часто прибегавшие к очень образным выражениям для описания этого события и его последствий.
В среду 29 марта Великобритания начинает процесс выхода из Евросоюза. Утром премьер-министр Тереза Мэй уже подписала уведомление о начале процедуры выхода Британии из Евросоюза. В адресованном главе Европарламента письме она сообщила, что страна хочет прибегнуть к статье 50 Лиссабонского договора, предусматривающей добровольный выход из Европейского союза. В 14:30 по московскому времени британский посол при ЕС Тим Барроу доставил письмо председателю Евросовета Дональду Туску.
Планируется, что процесс окончательного выхода из ЕС удастся завершить в течение 2 лет. Тем временем с момента проведения референдума политики Великобритании и других стран не перестают обсуждать предстоящий Brexit. За это время они с чем только не сравнивали выход страны из Европейского союза. Например, один из главных сторонников Brexit депутат Европейского парламента Найджел Фараж в день оглашения результатов референдума сравнил происходящее с выпущенным из бутылки джинном.
"Джина евроскептицизма выпустили из бутылки и обратно его не запихнуть. Евросоюзу конец. Евросоюз мертв", — заявил он.
Читайте также:
Brexit
Великобритания официально приступила к Brexit
Такие пироги
Один из самых популярных символов, который применяли политики для того, чтобы поговорить о выходящей из ЕС Британии, — это пирог. Вообще традицию объяснять все пирогами завел бывший мэр Лондона Борис Джонсон.
"Моя политика в отношении пирога такова, чтобы его можно было съесть, но сохранить", — заявил как-то политик.
Такая фраза отсылает к популярной английской пословице, утверждающей, что так как раз поступить невозможно. Хоть прямого отношения к выходу из ЕС давнее высказывание главы МИД Великобритании скорее всего не имело, в октябре 2016 председатель Евросовета Дональд Туск вспомнил это заявление Джонсона, одного из главных сторонников Брексита.
"Между прочим, слова, произнесенные одним из главных сторонников Брексита и защитником философии пирога, чистой воды иллюзия: никто не может сохранить пирог и одновременно его съесть. Всем, кто в это верит, предлагаю простой эксперимент: купите пирог, съешьте его и посмотрите, лежит ли он все еще на тарелке?" — сказал он.
Завершил тему с пирогами Дональд Туск утверждением о том, что после Брексита на столе вообще не останется пирогов — только уксус и соль.
Месяц спустя о пироге вспомнил ряд СМИ, сообщив, что так можно выразить позицию Великобритании относительно процесса выхода из ЕС. Тогда журналисты заметили в руках помощника члена британского парламента от консерваторов Марка Филда листок, на котором можно было различить надпись "Какова стратегия? Съесть пирог, но сохранить его". В прессе позже предположили, что это и есть стратегия Британии по выходу из ЕС.
На следующий же день в британском парламенте заявили, что к официальной позиции государства это высказывание не имеет никакого отношения.
Успешен как "Титаник"
Интересно, что, являясь одним из ярых евроскептиков, Борис Джонсон, после референдума по выходу Британии из ЕС получивший должность главы МИД, осенью позволил себе неоднозначное высказывание относительно Брексита, заставляющее скорее усомниться в успехе последнего.
"Как сказала наш премьер-министр, Брексит значит Брексит и мы собираемся сделать его успешным, как "Титаник"!" — заявил он, получая премию возвращения года.
На самом деле, вероятнее всего, в тот момент глава британского МИД хотел рассказать о титаническом успехе (titanic success), но его слова явно восприняли не так. Бывший канцлер казначейства Великобритании Джордж Осборн тут же напомнил Джонсону о судьбе печально известного лайнера: "Он утонул".
Министр иностранных дел, правда, не растерялся и ответил, что музей Титаника в Северной Ирландии — самая успешная и посещаемая достопримечательность в Северной Ирландии, и еще раз напомнил, что собирается извлечь максимум успеха из Брексита.
Не заплатить или не уходить
Несмотря на решимость британцев, представители некоторых стран, входящих в ЕС, все же выражали надежду на то, что если страна и выйдет из союза, то когда-нибудь сможет снова в него вернуться. Например, вице-канцлер и министр экономики Германии Сигмар Габриэль на встрече с представителями Торгово-промышленной палаты в Берлине заявил:
"Мы должны попытаться сформулировать наши предложения таким образом, чтобы британцы слишком далеко от нас не уходили — и даже могли в один прекрасный день вернуться".
Других, впрочем, больше волновало, выполнит ли Великобритания перед выходом из ЕС свои обязательства, в этом контексте представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас даже сравнил Брексит с походом в бар.
"Это как пойти в паб с 27 друзьями. Вы угощаете всех пивом и не можете уйти, пока вечеринка продолжается и пока вы не заплатили за пиво, которое вы для всех заказали", — сказал он.
Тот факт, что Великобритания может не расплатиться по своим обязательствам, обеспокоил и официального представителя российского МИД Марию Захарову. После референдума на своей странице в Facebook она написала, что страна привела европейцев к разбитому корыту, а теперь хочет снять с себя ответственность и заявляет: "Ужин удался, мы пошли, а счет оплатят европейцы".
"В целом не удивлюсь, если вместо отдельных страновых терминов типа Grexit и Brexit скоро появится универсальное понятие Whoexit?" — также написала Захарова.