15:0831 мая 201715:08
319просмотров
15:0831 мая 2017
Автор — управляющий партнер московского офиса Pen&Paper
С 1 октября 2015 года у граждан, задолжавших свыше полумиллиона рублей, просрочивших выплаты на 90 дней и неспособных рассчитаться с кредиторами, появилась законная возможность признать себя банкротами: списать неоплаченные долги либо реструктурировать их на срок до 3 лет. Предполагалось, что этот закон поможет освободиться от непосильного бремени добросовестным должникам, которые в силу жизненных обстоятельств оказались не в состоянии расплатиться со всеми, а для кредиторов расширит возможности по урегулированию проблемных долгов и ускорит все процедуры.
На деле все оказалось иначе. Эксперты отмечают, что, по разным оценкам, лишь у 3–5% от общего количества лиц, подходящих под требования законодательства для инициирования процедуры банкротства, получилось начать рассмотрение заявлений о признании их банкротами. Одной из ключевых причин столь низкой эффективности этого института сегодня является тот факт, что процедура банкротства финансово обременительна для большей части должников.
Процедура банкротства граждан, которая на данный момент является дорогой для многих, кто хотел бы прибегнуть к ней, могла бы стать более доступной благодаря изменениям в законодательстве о банкротстве. Данная проблема отчетливо осознается в юридическом сообществе и настойчиво доводится до сведения законодателей, что, в частности, и привело к снижению с 1 января 2017 года пошлины при подаче физлицами в суд заявления о банкротстве. Теперь она составляет 300 рублей вместо 6 тыс.
Читайте также:
Рейтинг юристов
Как юристы послали клиента за совестью
Министерством экономического развития (МЭР) и Российским союзом саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) уже были разработаны проекты изменений в федеральный закон о "О несостоятельности (банкротстве)". В обоих проектах высказывается предложение о создании упрощенной процедуры банкротства для особой категории должников, которые должны соответствовать ряду критериев.
Ключевое различие между этими проектами сводится к тому, что, согласно проекту МЭР, в упрощенном банкротстве можно будет отказаться от финансового управляющего, что позволит существенно снизить издержки. РССОАУ же предлагает при использовании данной процедуры снизить роль управляющего и сократить его размер вознаграждения, однако никак не отказываться от него совсем, иначе возникнет ситуация, когда финансово неграмотные люди будут вынуждены полностью вести процедуру банкротства. Законодателю необходимо детально изучить предложенные законопроекты с целью создания единого закона, который позволит максимально эффективно решить эти проблемы.
Считаю возможным внести еще одно изменение в закон о банкротстве: предоставлять гражданам–банкротам рассрочку выплат вознаграждения финансовому управляющему на срок до 1 года с момента начала процедуры банкротства, при условии что доход физлица позволяет накопить нужную сумму, ежемесячно отчисляя не более 20% от него. Данное изменение должно повысить доступность института банкротства физических лиц.