Греческий танкерный оператор Delta Tankers, чей арестованный танкер уже восьмой месяц не может покинуть порт Приморск после того, как навалился на причал, предложил поделить убытки с "Роснефтью", чей буксир вел танкер в момент аварии. Несмотря на яростные возражения юристов "Транснефти", которые оценили ущерб в 3,4 млрд рублей, судья удовлетворила ходатайство. Теперь "Роснефть" наверняка сумеет добиться проведения независимой оценки ущерба, что будет на руку судовладельцу.
На днях, 27 июня 2017 года, судья Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти Нина Корж отклонила седьмое по счету ходатайство греческого морского оператора Delta Tankers о снятии ареста с танкера Delta Pioneer, который не может покинуть порт Приморск уже восьмой месяц. Судно в ноябре навалилось на нефтеналивной причал, принадлежащий АО "Транснефть — порт Приморск", в результате чего сооружение было частично разрушено. "Транснефть" подала иск к грекам на 3,4 млрд рублей, по которому судно было арестовано. Впоследствии сумма иска была снижена до 2,2 млрд рублей. Но для надежности юристы "Транснефти" подали еще один иск, в рамках которого на судно тоже был наложен арест, а кроме того, свой иск на 600 млн рублей к танкерному флотоводцу подал оператор порта ООО "Приморский торговый порт", и в рамках этого иска судья тоже наложил на судно уже третий арест.
Зато суд удовлетворил — несмотря на яростные возражения юристов "Транснефти" — ходатайство представителя Delta Tankers о привлечении к делу третьим лицом АО "Роснефтефлот". Это "дочка" НК "Роснефть", которая владеет буксирами, в том числе обслуживающими порт Приморск. В момент аварии греческий танкер вели на швартовку три буксира этой компании, и как было установлено Ространснадзором, одной из причин аварии явилась "самопроизвольная, несанкционированная отдача буксирного каната, поданного с обеспечивающего буксира на танкер, во время швартовки танкера". Как сказал в суде юрист греков, в перспективе "Роснефть" может стать соответчиком и солидарно разделить с судовладельцем расходы по возмещению вреда "Транснефти".
Между тем, по словам источников в "Роснефти", судебное состязание с нефтяным гигантом отнюдь не входило в планы "Транснефти". "Юристы истца просто кричали судье, что не имеют претензий к "Роснефтефлоту" и не надо его привлекать к делу, — рассказал он. — Но "Роснефть" следила за делом, потому что перспектива привлечения соответчиком может реализоваться на любой стадии рассмотрения спора. И лучше держать ситуацию под контролем изначально: в первую очередь — добиться проведения адекватной и независимой оценки реального ущерба".
Морской арест является эффективным способом заставить судовладельца договариваться: каждый день простоя танкера оценивается экспертами в 1-1,5 млн рублей. При этом его можно наложить даже до подачи основного искового заявления (иначе судно просто покинет порт, а потом его ищи-свищи). Однако, с другой стороны, для соблюдения баланса интересов сторон морское право предусматривает возможность снятия ареста при предоставлении судовладельцем адекватного встречного обеспечения. При относительно небольшой сумме иска это может быть денежный взнос на депозит суда, но в случае с Delta Pioneer сумма иска в несколько раз превышает стоимость самого судна (оно оценивается в 1 млрд рублей). На такие случаи судовладельцы страхуют свои риски в международных морских страховых клубах. И Delta Tankers представила в суд гарантийное письмо от одного из таких клубов — Ассоциации взаимного страхования судовладельцев West of England — на сумму 634 млн рублей (во столько греки оценивают свой танкер, а по Кодексу торгового мореплавания встречное обеспечение не должно превышать стоимость арестованного судна).
Но судьи петербургского арбитража 7 раз отказали в снятии ареста: то ссылались на наличие санкций ЕС против Транснефти, то они не признавали надежность гарантии, то не принимали на веру оценку судна. В апреле греки заявили отвод судье по первому делу, которая рассматривала его медленно и обстоятельно (что было на руку истцу, который уже понес убытки, и совсем не на руку ответчику, у которого они составляют $20 тыс. за каждый день простоя судна). Появление в деле "Роснефти" пока не привело к освобождению танкера: 27 июня судья Нина Корж снова сочла гарантии недостаточными. Тем не менее, по словам источника "ДП", некий перелом в споре все-таки наметился: сначала судья удовлетворила ходатайство ответчика об объединении трех дел в одно, а затем удовлетворила и ходатайство об ускорении рассмотрения дела.
В АО "Транснефть-порт Приморск" отказались отвечать на запрос "ДП". Управляющий партнер юридической фирмы "Навикус" Константин Краснокутский, представляющий интересы греков, также отказался от комментариев, объяснив это отсутствием согласия доверителя.