Слежка за грузом. Как открыть сюрвейскую компанию за пять шагов

Бывший второй помощник капитана Евгений Новиков почти 10 лет назад создал датчик, позволяющий отслеживать кражи грузов. Изобретение за 4 года продаж принесло его компании прибыль $ 1 млн.
Автор фото: Сергей Коньков
Бывший второй помощник капитана Евгений Новиков почти 10 лет назад создал датчик, позволяющий отслеживать кражи грузов. Изобретение за 4 года продаж принесло его компании прибыль $ 1 млн.
Автор фото: Сергей Коньков

Петербургский предприниматель Евгений Новиков развивает фирму по оценке грузов для страхования с выручкой 100 млн рублей в год. Собственное изобретение — датчик краж, который он продает своим клиентам, помог компании заработать $1 млн чистой прибыли за 4 года.

Предприниматель Евгений Новиков открыл сюрвейскую компанию (фирму по оценке грузов, качественной и количественной) "ТопФрейм" в 2002 году, до этого он работал вторым помощником капитана. По воспоминаниям Евгения Новикова, свое дело он начинал с офиса 8 м2, стола, стула и компьютера.
"Рынок и тогда, и сейчас был очень конкурентным, но в том числе за счет опыта в сфере морских грузоперевозок я постепенно начал расширять бизнес, через год в фирме работали 10 человек", — рассказывает он.

Сложнее всего решиться

Сейчас в компании около 200 сотрудников, для сюрвейской фирмы именно работники — главный актив и самая большая статья расходов. Выручка компании — более 100 млн рублей в год.
Несколько лет назад Евгений Новиков изобрел и запатентовал прибор для отслеживания сохранности груза. Это важно, по его словам, так как доказать кражу невозможно, если пломба на грузе не нарушена. То есть, если кто–то, допустим, украл из фуры с магнитофонами один магнитофон так, чтобы не повредить пломбированную дверь, страховщик сочтет это "недовложением товара", а не кражей. "Наш же датчик позволяет выявить несанкционированное проникновение даже при отсутствии очевидных следов взлома.
Он реагирует на свет, движение и тепло, а что–то из этого при краже обязательно будет", — говорит Евгений Новиков. Идея изобретения возникла в 2006 году, а прибор появился в 2009–м. "Самым сложным было решиться и поверить в свое изобретение. Год шла разработка, программисты, инженеры и сборка — все было на аутсорсинге". Параллельно работала и до сих пор работает основная фирма — сюрвейская. За следующие 4 года датчик принес компании $1 млн чистой прибыли, но в последнее время спрос на прибор снижается. "Он теряет актуальность, как и все офлайновое, — считает Евгений. — И мы уже готовим к выходу на рынок модель, за которой можно будет следить по Сети в реальном времени".

Опасные перевозки

Сюрвейских компаний в Петербурге несколько десятков. Это и местные, и международные игроки: "Стюарт Инспекшн", "Ленэксперт", ADV GROUP и др. Объем рынка — несколько миллиардов рублей. Основные инструменты защиты грузов от кражи — пломбы и страхование. "Кражи при перевозке действительно проблема, — говорит Александр Кузьмин, гендиректор RH Retail&HoReCa ("РусХОЛТС"). — На заре нашей работы был случай, когда пропала целая фура с омывайкой. Некто загрузился по нашим документам и отбыл. Поэтому надо страховать груз и не связываться с непроверенными компаниями".