За 9 месяцев 2017 года российские и зарубежные ретейлеры вывели на потребительский рынок Петербурга 26 новых брендов, что на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Более 65% новичков рынка — это одежные и обувные сети.
По данным Colliers International, за 9 месяцев 2017 года на петербургский рынок вышло 26 новых зарубежных и российских брендов. Это на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, тогда на рынок вышло всего 19 новых операторов.
В статистику не включены несетевые кафе и рестораны, которые всегда занимают самую значительную долю открытий. Среди новичков этого года в Петербурге такие игроки, как английская сеть одежды Barbour, американская Converse, немецкая BML, финский бренд пуховиков Joutsen и др. Кроме того, на рынок вернулись закрытые в 2015 году сеть бургерных BB & Burgers и итальянский бренд одежды Terranova, а также появился новый, более компактный формат DIY-сети "Максидом", который ретейлер стал развивать с этого года.
Одежда и продукты
По словам директора департамента исследований Colliers International Вероники Лежневой, наибольший приток брендов в этом году (65%) пришелся на сегмент fashion. В нем среди ключевых открытий — Brooks Brothers, легендарный fashion-бренд американских президентов, открывшийся на Большом проспекте Петроградской стороны, Lee — первый в Петербурге монобрендовый магазин, открывшийся в ТРК "Питер Радуга", а также два fashion-бренда от "Кашемир и Шелк" — Peserico и Brunello Cucinelli на Большой Конюшенной и набережной канала Грибоедова.
Среди новичков рынка этого года также продуктовые супермаркеты высокого ценового сегмента. Это мини-маркеты AB Daily от сети "Азбука вкуса", продуктовый магазин "Кошер Гурме", специализирующийся на продуктах высокого качества, соответствующих правилам кашрута. Также в этом году в Петербурге открылся магазин восточных сладостей Bateel (ОАЭ) и два магазина японской сети супермаркетов Nippon.
В этом году в Петербурге в универмаге Au Pont Rouge открыла свой первый магазин московская сеть товаров для дома DesignBoom. По словам партнера сети DesignBoom Александры Хлопушиной, инвестиции в открытие DesignBoom площадью 200 м2 составили 3 млн рублей, средний чек — 5-7 тыс. рублей.
Разные стратегии
Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отмечает, что у ретейлеров, работающих в России, по итогам посткризисных 2015-2017 годов можно наблюдать две противоположные стратегии. Одни ретейлеры вводят в ассортимент новые дешевые товары — так называемые KVI (KVI — key value indicator, товары, по которым большинство покупателей составляют представление о ценах в розничной точке), а также снижают цены. Другие, наоборот, следуют за инфляцией и повышают цены на 10-15%. "Кризис 2014 года показал, что "дно" все-таки существует, — говорит Анна Лебсак-Клейманс, — и российский покупатель стал совсем другим, научился отказываться от импульсивных покупок, ждать акций и распродаж".
На период 2014-2015 годов в России пришелся значительный отток продавцов мировых брендов одежды и обуви из Петербурга, среди которых New Look, River Island, Esprit и др. Однако в последние пару лет рынок стал понемногу оживать, начали приходить такие международные гиганты, как Vicotria‘s Secret, Armani Exchange и другие.
По словам руководителя отдела торговых центров департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгении Хакбердиевой, выход международных брендов в Россию напрямую зависит от экономико-политических отношений России с Европой и США. "У европейских компаний сохраняется умеренно-сдержанный интерес к нашей стране, что выражается в очень аккуратном и детальном изучении рынка перед тем, как принять окончательное решение о развитии на российском рынке", — говорит Евгения Хакбердиева.
"Рынок выходит из периода стагнации, однако его значительного прироста не предвидится", — считают Euromonitor International и прогнозируют в 2017 году 6%-ный прирост розничного рынка одежды и обуви в денежном выражении.