Судостроители напуганы перспективой изменения правил распределения квот на вылов краба, что может обернуться потерей многомиллиардных контрактов.
Алексей Рахманов, президент государственного АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), обратился к заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу с просьбой воспрепятствовать изменению механизма распределения квот на вылов краба. В письме вице–премьеру Рахманов указывает, что входящие в ОСК верфи уже заключили контракты на строительство 33 рыбопромысловых судов, включая шесть краболовных.
Контракт на краболовы получил входящий в ОСК Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). Его руководитель Александр Соловьев и стал инициатором обращения главы госкорпорации к вице–премьеру. "Риск изменения механизма распределения квот и срыва контрактов достаточно высок", — опасается Александр Соловьев. Он отмечает, что строительство краболовов запланировано на ВСЗ в 2019–2021 годах. "В случае отказа заказчика верфь столкнется с существенной недозагрузкой, заполнить которую с учетом текущего состояния рынка гражданского судостроения и оставшегося времени — практически нереализуемая задача", — сетует Соловьев.
Остановка и банкротство
Проблема коснется и многих других верфей. По оценкам главы Росрыболовства Ильи Шестакова, объем заказов на краболовы по инвестквотам может достичь 40 единиц для Дальневосточного и Северного бассейнов. На значительную часть этого заказа претендует Ленинградский судостроительный завод "Пелла" Герберта Цатурова (268–е место в рейтинге "ДП", 1,3 млрд рублей). Но теперь его многомиллиардный проект запуска филиала верфи на Дальнем Востоке под строительство двух десятков краболовов под большим вопросом. Контракт на первые два судна уже получен. На них предполагается отработать технологию и с 2019 года продолжить строительство краболовов на базе дальневосточного ПАО "Славянский судоремонтный завод", с которым "Пелла" создает совместный проект.
"Мы готовы реализовать этот проект. Заключили соглашения со всеми заинтересованными лицами, но, конечно, перспективы пересмотра механизма распределения квот теперь вносят смуту. Нельзя менять правила", — уверен Илья Вайсман, заместитель гендиректора по перспективному развитию ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла". Вайсман уточнил, что реализация этого проекта обойдется в 3,5 млрд рублей (ранее называлась сумма 2 млрд рублей).
Игорь Васько, генеральный директор АО "Хабаровский судостроительный завод", в письме главе ОСК указывает, что завод может оказаться на грани банкротства из–за потери контракта на строительство краболовов за 8,5 млрд рублей, так как других заказов на 2018 год у завода нет. Контракт предприятие планирует заключить в декабре 2017 года.
Общественный совет при Росрыболовстве тоже негативно оценил последствия изменений.
Банкиры отвернулись
Волнения вокруг квот на краба начались в начале ноября, после того как на рынок просочилась информация о том, что президент РФ Владимир Путин якобы распорядился рассмотреть вопрос об исключении краба из системы квот на водные биоресурсы по историческому принципу. То есть предполагается проводить аукционы по крабовым квотам каждые 10 лет начиная с 2019 года. Такая система действовала ранее, но была признана неэффективной. Вернуться к ней, по мнению опрошенных "ДП" рыбаков, хотят в интересах крупных компаний, в частности, называют Русскую рыбопромышленную компанию (РРПК) Глеба Франка и Максима Воробьева. В самой компании на запрос "ДП" не ответили.
Вылов краба считается самым прибыльным направлением промысла, что и заставило власти пересмотреть квоты. Ежегодно крабов продается на 115 млрд рублей. "Это похоже на попытку передела рынка. Кто лоббирует изменения в закон "О рыболовстве", мы точно не знаем. Это станет известно, когда компании придут на аукционы, если все–таки будет решено их проводить. В этом случае мы потеряем существенную часть бизнеса. Мы не сможем выкупить квоты в том объеме, который у нас сейчас", — возмущается Дмитрий Озерский, председатель совета директоров некоммерческого партнерства "Северо–Западный рыбопромышленный консорциум" (СЗРК).
Консорциум строит четыре траулера на ВСЗ и заключил с заводом опцион на шесть краболовов. "Если изменят механизм распределения квот по крабам, то мы откажемся от опциона, не сможем построить траулеры, так как наши краболовные компании являются поручителями по кредитам, а их доли в залоге у банков. Лишившись существенной части бизнеса, мы не сможем финансировать строительство", — поясняет Дмитрий Озерский.
При этом он добавляет, что такая ситуация не только в СЗРК, но и в других компаниях, а значит, программа модернизации рыболовного флота на российских верфях под угрозой. Более того, по словам эксперта, из–за всех этих перипетий с изменением распределения квот рыболовная отрасль попала в зону риска, и некоторые банки уже отказываются кредитовать рыбаков. Ведь сегодня решено пересмотреть квоты на краба — а завтра захотят пересмотреть квоты на другие прибыльные биоресурсы. Кредитовать рыбаков, когда они могут в любой момент лишиться бизнеса, слишком рискованно.