Россия ответила по "делу ЮКОСа" обвинениями в тайных выплатах экс-советнику Путина

Автор фото: Михаил Почуев/ТАСС
Бывший глава нефтяного концерна ЮКОС Михаил Ходорковский

 

Россия представила в апелляционный суд Гааги свой ответ по "делу ЮКОСА", это меморандум на 700 страниц, в котором объясняется, почему суд должен отказать бывшим акционерам — компаниям Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum — в восстановлении решения в выплате РФ компенсации на $50 млрд в их пользу. Об этом сообщает РБК.
В меморандуме Россия указывает, что нашла "новые свидетельства" злоупотреблений бывших акционеров и незаконных действий в 1990-х годах и во время арбитражного процесса в Гааге, который был завершен в 2014 году.
Так, российская сторона обвиняет истцов в лжесвидетельстве. "После арбитражных разбирательств на поверхность всплыли новые материалы, которые демонстрируют, что HYV (Hulley, Yukos и Veteran. — Ред.) ввели арбитражный суд в заблуждение, давая ложные показания и замалчивая документы, значимые для прояснения ключевых вопросов разбирательств", — сообщается в документе.
В частности, в 2016 году новые показания в рамках спора с экс-директором компаний Yukos Group Дэниелом Фелдманом дал американскому суду бывший топ-менеджер ЮКОСа Дэвид Годфри. В них, утверждает российская сторона, бизнесмен сообщает, что бенефициары трастов с острова Гернси, которые являются потенциальными выгодополучателями от компенсации за банкротство ЮКОСа, "совершали секретные платежи" в интересах Андрея Илларионова, который с 2000-го по конец 2005 года был советником президента России Владимира Путина. В обмен на это Илларионов свидетельствовал в пользу HYV на арбитражном процессе в Гааге, более того, он был одним из ключевых свидетелей в рамках дела. В данный момент он занимает пост в Центре глобальной свободы и процветания вашингтонского Института Катона и является ярым противником нынешнего политического режима в России.
В своих показаниях в Гааге Илларионов заявил, что ЮКОС — это "один из самых опасных врагов для тех, кто не желал видеть Россию свободной страной". По его словам, аресты Михаила Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева имеют под собой политическую подоплеку. Тогда же экономист пересказал суду свой разговор с президентом после ареста Ходорковского.
"Путин сказал, что Ходорковский совершил ошибки и вел себя плохо. Долгое время Путин [с его слов] сам защищал Ходорковского от этих атак со стороны его друзей, друзей Путина, но, к сожалению, Ходорковский продолжал вести себя плохо и отказывался сотрудничать", — заявил  Илларионов. Кроме того, он "почти дословно" процитировал российского лидера: "Я решил отойти в сторону, чтобы Ходорковский сам решал свои проблемы с парнями. <…> Если он хочет бороться, пускай борется, и посмотрим, что из этого получится".
В меморандуме России также сообщается, что Годфри рассказал американскому суду, что "какая-то часть организации [связанной с Yukos Group] сделала вклад в проект Института Катона, в который он [Илларионов] был вовлечен". При этом бывший топ-менеджер заявил, что не стал бы называть это платой за оказанные ЮКОСу услуги. Однако на вопрос, зачем же было сделано это пожертвование по просьбе Илларионова, Годфри ответил: "Он предоставил какие-то экспертные показания, если мне не изменяет память". Исходя из этого, российские адвокаты сделали вывод, что Илларионов получил деньги в обмен на свидетельские показания. Однако иных доказательств, кроме слов Годфри, в меморандуме не приводится. Оппоненты РФ не прокомментировали конкретные пункты документа, заявив, что компания GML (владеет Hulley, Yukos и Veteran) изучает меморандум.
"Мы рады, что Российская Федерация наконец-то представила свой ответ после того, как дважды просила суд отложить крайний срок для подачи",— сказал директор по коммуникациям GML Джонатан Хилл.