Выставка Генриха Семирадского в Бенуа напрашивалась после ретроспектив Айвазовского и Верещагина. Может быть, чуть раньше о звездах искусства XIX века вспомнили в Европе, воспев Жерома и других гениев китча. ГРМ опоздал не намного. С Жеромом — парижским певцом гаремов и гладиаторских боев Семирадского роднит многое. Он тоже был непреклонным академистом, тоже умел пересказывать античные сюжеты то как порнографические байки, то как слащавые побасенки, тоже был виртуозным живописцем и изобретателем своего ноу–хау в профессии. Обоих художников в ХХ веке не жаловали за консерватизм и аполитичность, отведя им роль конформистов и подпевал буржуазии.
Но время шло, и вот последние годы интерес к их былому успеху и к тому, что несло в себе их творчество, достиг апогея. В их живописи теперь многое удивляет и многое хотелось бы прояснить. В конце концов, именно в лице Семирадского и Жерома импрессионисты и передвижники нашли оппонентов себе под стать. В ком, как не в них, воплотилась эпоха китча и становления массовой культуры?
ГРМ, впрочем, не показывает Семирадского в лучах славы во всем его неподражаемом дурновкусии. Это выставка про него и про современных ему русских художников, осевших в Риме или живших там по стипендии Академии художеств. Сюжет интересный, поскольку именно поколение Семирадского изменило давнее представление о том, что искусству нужно учиться в Риме. Традиционно выпускники Академии за успехи премировались стажировкой в вечном городе, немало художников перебралось сюда жить.
Знаменитые русские картины первой половины XIX века — "Последний день Помпеи", "Медный змий", "Явление Христа народу" — создавались именно здесь. Все изменилось с передвижниками, их не обвинишь в италомании. Илья Репин, оппонент Семирадского, считал Рим жуткой дырой, другое дело Париж. И тем не менее, вопреки моде, в Риме по–прежнему жили и работали талантливые, но ныне забытые художники, причем достаточно разные. Их–то в компании с Семирадским мы видим в Бенуа, причем сложно сказать, кто здесь интереснее: сам Семирадский, Чистяков с его портретами бедноты или гарибальдийцы Верещагина. Выставка нетривиальна и увлекательна.
Читайте также:
Выставки
Жизнь после "Ассы"