Вадим Иванов, совладелец компании «Итака-Транс», ежемесячно привозит в Россию 40 танк–контейнеров с наливными грузами из Европы и Азии. Это могут быть эпоксидные смолы, растворители, полиуретаны.
03:3815 февраля 201803:38
2877просмотров
03:3815 февраля 2018
Вадим Иванов (31 год) и Борис Рудаков (36 лет), владельцы логистической компании "Итака–Транс", хорошо разбираются в том, как снизить стоимость транспортировки опасных наливных грузов. Они хотят показать рынку плюсы использования танк–контейнеров. Оборот компании за 2017 год составил 85 млн рублей.
Международная логистическая компания "Итака–Транс" с 2014 года занимается перевозкой опасных наливных грузов в специальных танк–контейнерах морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Танк–контейнер весит около 4 тонн и может вмещать в себя 23 тонн груза.
Потомственный химик
"Мой дедушка был химиком–фармацевтом, так что эта профессия у нас в семье в чести: я тоже учился на химика", — рассказывает Вадим. Увлечение химией переросло в семейный бизнес: один из родственников Вадима владеет лакокрасочным производством, двоюродный брат и отчим занимаются дистрибуцией товаров.
В 2010 году к делу приобщился и Вадим, встав во главе компании "ВС Синтез", торгующей компонентами для лакокрасочных материалов. Заказчиков долго искать не пришлось: сначала с компанией стали сотрудничать партнеры родственника–производителя, а потом подключились другие игроки рынка. Оборот в лучший год работы составлял 40 млн рублей. Эта компания была продана.
На ловца и зверь бежит
Прежде чем заняться опасными грузами, Вадим успел попробовать себя в самых разных сферах: держал модный шоу–рум, перевозил стройматериалы, занимался недвижимостью и даже открыл охотничий интернет–магазин. "Это бизнес, выросший из моего хобби", — поясняет юноша. Магазин был открыт в 2013 году и до сих пор торгует комплектующими для охотничьего оружия, однако Вадим отошел от оперативного управления в 2015 году, сфокусировавшись на новой компании — "Итака–Транс".
Идея этого бизнеса родилась на семейном совете. "У одного из членов моей семьи появилась необходимость в том, чтобы удешевить стоимость своей продукции. Для этого нужно было привезти товар без упаковки. То есть понадобились танк–контейнеры", — рассказывает Вадим. Его партнером стал Борис Рудаков, руководитель отдела логистики компании, принадлежащей двоюродному брату Вадима. Он стал отвечать за транспортировку грузов, а Вадим — за переговоры с клиентами. "Помимо того что в стоимость товара всегда включена упаковка, каждая единица упаковки облагается НДС, взимаемым при уплате таможенных платежей, — напоминает Борис Рудаков. — Поэтому экономия на 1 кг продукта, транспортируемого танками, составляет от 0,14 до 0,17 евро".
Борьба с клиентом
Стартовый капитал составил 4,2 млн рублей (заемные средства). На оформление бумаг для работы в порту ушло 2 месяца. Сначала танк–контейнеры и оборудование для наливки грузов арендовали в Китае, а с 2016 года все это есть в собственности компании. Сейчас на службе у "Итака–Транс" уже 60 танков.
"Для России это сравнительно новый способ перевозки наливных грузов, — уточняет Борис. — В СССР их возили в железнодорожных цистернах, заводы до сих пор привыкли делать так. В Европе впервые танк–контейнеры использовали в 1920–е годы, это ноу–хау голландцев".
В итоге некоторые переговоры с клиентами длятся по полгода. "Мы каждый день боремся с клиентом, доказывая, что это ему выгодно и нужно", — подчеркивает Вадим. Есть случай, когда производитель лаков для мебели, посчитав свою выгоду, перестроил производство и склад так, чтобы перевозить и хранить продукцию в танках.
Сейчас у компании 16 постоянных клиентов, трое из них дают большую часть оборота компании. До 70% заказов приходится на импорт из Германии, Голландии, Бельгии и других европейских стран, остальные 30% — импорт из Китая и Кореи. Экспортом наливных грузов компания тоже занимается, пока это единичные случаи. Полгода назад стали еще и продавать танки, реализовали 40 штук.
Дорогие уроки
Сейчас у компании "Итака–Транс" больше всего заказов на перевозку эпоксидных смол, растворителей, алкидов, полиуретанов и полуэфиров. Средний чек на транспортировку одного контейнера с сырьем из Европы составляет 2,7 тыс. евро. "На каждом европейском заводе свои правила отгрузки, так что первый контакт почти всегда становится для нас довольно дорогим уроком, но получить его иным способом невозможно", — говорит Вадим.
В основном грузы на российском рынке перевозятся с помощью цистерн. Танк–контейнерами пользуются не больше 10 логистических компаний, включая зарубежные (Hoyer, Qbex). Из российских это, например, "Балтика–транс", "Инфотек–Балтика–М". Посредников, предлагающих такие услуги, в разы больше. Объем рынка можно оценить минимум в 100 млрд рублей в год.
"Преимущество танк–контейнеров в том, что с их помощью грузы можно перевозить морем, цистерны позволяют везти только железной дорогой, — объясняет Ольга Скрябина, представитель компании Containerships. — Поэтому со временем количество предприятий, использующих танки, будет увеличиваться. Хотя "Итака–Транс" молодая компания, она очень грамотно работает с грузами и успела занять свой сегмент на рынке. Я думаю, что у команды большой потенциал".