ФАС официально признала два договора между бюро судмедэкспертизы и ООО "Р.И.П" нарушающими российское законодательство. Один из договоров действовал уже более 12 лет. Спустя все эти годы антимонопольная служба заставит бюро изменить сложивший порядок вещей и ограничить доступ "Р.И.П." к госимуществу и информации об умерших.
Когда речь заходит о петербургском рынке ритуальных услуг, более-менее знающие собеседники в первую очередь сразу же вспоминают двух людей из рейтинга миллиардеров "ДП" – Игоря Минакова и Валерия Ларькина. "ДП" уже подробно рассказывал о том, как и кем сегодня контролируется "похоронный бизнес", однако, судя по всему, этому рынку грозят перемены.
Одной из важнейших компаний на рынке ритуальных услуг является ООО "Р.И.П." – это единственная компания, которая уже больше десятка лет арендует целый этаж у бюро судебно-медицинского экспертизы (БСМЭ). Кроме прямого договора аренды помещений между "Р.И.П." и БСМЭ есть договор о безвозмездном использовании имущества и соглашение о взаимном сотрудничестве. 5 марта 2018 года комиссия петербургского УФАС официально признала их нарушающими федеральный закон "О защите конкуренции".
Как следует из решения специалистов антимонопольной службы, в том числе благодаря этим договорам коммерческая структура "Р.И.П." имела ряд важнейших преференций, а именно возможность пользоваться государственным имуществом для осуществления своей деятельности, а также имела доступ к информации о потенциальных заказчиках.
Антимонопольщики направят в органы исполнительной власти предложение об устранении нарушений, то есть о разрыве сложившихся соглашений. В комитете по здравоохранению оперативно не смогли прокомментировать решение ФАС, но в конце февраля 2018 года в пресс-службе ведомства пообещали, что будут выполнять предписания госорганов.
В теории и у ООО "Р.И.П.", и у БСМЭ есть 3 месяца на обжалование решения комиссии ФАС. Представитель "Р.И.П" отказалась давать комментарии, однако по окончании заседания сообщила коллегам, что попытается обжаловать это решение.
"Эта победа важна по двум причинам. Во-первых, произошло восстановление законности. Во-вторых, решение комиссии ФАС исключает для БСМЭ формальные основания для сохранения арендных отношений. Разумеется, "Р.И.П" попытается обжаловать это решение, но шансов у них немного. Мы тоже будем обжаловать это решение, потому что, на наш взгляд, договор аренды помещений между БСМЭ и "Р.И.П." также нарушает закон о защите конкуренции", — говорит юрист Александр Лашер.
Важное соглашение между "Р.И.П." и БСМЭ – договор аренды помещений – антимонопольщики пока что не тронули. Сегодня такие договоры аренды должны разыгрываться на аукционе, но в 2005 году такой нормы еще не было. Ее ввели лишь в 2006 году федеральным законом "О защите конкуренции", однако применить эту норму к договору между "Р.И.П." и БСМЭ не получается, потому что есть судебный прецедент в виде решения арбитражного суда, который позволяет перезаключать такие договоры на неопределенный срок. Фактически расторгнуть действие этого договора сейчас может только одна из сторон.
Даже готовящийся сейчас проект поправок в закон "О похоронном деле" едва ли поможет. В последней редакции предусмотрен запрет на присутствие пункта приема заказов частной организации на территории госучреждения, но в самом конце законопроекта есть небольшая ремарка: отложить введение этого запрета до 2021 года.
И все же решение ФАС о признании соглашений о взаимном сотрудничестве БСМЭ и "Р.И.П." сулит похоронной отрасли большие перемены. Эти договоры БСМЭ использовало как одно из формальных обоснований для сохранения в неизменном виде договора аренды. Теперь такого обоснования нет, к тому же конкуренты собираются оспорить договор аренды, а решение ФАС будет прикладываться к каждому заявлению.