В Петербурге есть рок, джаз, симфонические оркестры, великие библиотеки, художественные выставки мирового уровня, опера и балет. Культурная столица с абсолютно областным, безликим культурным начальством. Это в очередной раз доказывает скандал, связанный с уходом из Театра им. Ленсовета его художественного руководителя Юрия Бутусова.
В 1970–е годы театр, который возглавлял Игорь Владимиров, блистал: Алиса Фрейндлих, Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Дмитрий Барков, молодые Михаил Боярский, Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Анна Алексахина. Лишние билеты спрашивали от "Сайгона", очередь в кассы была длиннее, чем в находившийся рядом пивбар "Жигули". Потом случилось многое: ушли несколько определявших репертуар артистов, началась перестройка и время нового Петербурга, когда театру пришлось конкурировать с вошедшими в каждый дом видеомагнитофонами, находившимся на взлете телевидением, а традиционный интеллигентный зритель растерялся и обеднел.
Народ начал снова клубиться на Владимирском только в конце 1990–х, когда театр возглавил Владислав Пази. Сюда очередным режиссером и пришел Юрий Бутусов с несколькими молодыми артистами, в том числе Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым. Первую премию "Золотая маска" режиссер получил за перенесенный на сцену театра свой дипломный спектакль "В ожидании Годо".
В 2006 умер Пази. Театр менял режиссеров, терял зрителя. Бутусов в это время ставил в московских "Табакерке", МХТ, "Сатириконе". И вот в 2011 году, по общему желанию труппы, Бутусов возвращается на Владимирский, 12, и становится главным режиссером, а с прошлого года и художественным руководителем. "Золотую маску" получили его новые спектакли в Театре им. Ленсовета "Макбет. Кино", "Три сестры", "Золотой софит" — "Город. Женитьба. Гоголь".
Снова, как в 1970–е при Владимирове, на углу Стремянной и Владимирского с 7 часов как перед входом в метро в час пик. Театральное искусство в России сейчас вообще на подъеме, бум. А Театр им. Ленсовета — моднейший из модных, и зритель здесь новый — молодой, образованный, стильный. Под стать актерскому коллективу, на две трети сформированному новым художественным руководителем. Кому–то спектакли Бутусова нравятся, кому–то нет. Но даже те, кому чужда его эстетика, понимают два железных аргумента: всегдашний аншлаг и признание профессионального сообщества.
Читайте также:
История
Историк Лев Лурье про нас и Довлатова
Что случилось в театре недавно, до конца не вполне понятно. В 2017 году Управлением культуры в театре решено было ввести единоначалие — главный режиссер превратился в художественного руководителя. Ничего сенсационного в этом нет: вспомним Товстоногова, Любимова, нынешние театры Додина, Фокина, Райкина, Захарова. Худрук определяет не только репертуар и эстетику, но и гастрольную политику, очередность и размер трат в рамках бюджета. На практике разделение труда между директором и главным режиссером в театре осталось прежним. Бутусов возражал, жаловался, тревожил начальство.
Неожиданно в 2018 году, в то время когда Бутусов с разрешения и ведома городского начальства ставил спектакль в Дании, произошел поворот "все вдруг". Бутусову категорически заявили: никаких новых прав он не получит. Тот написал заявление об отставке, его немедленно подписали.
Глава комитета по культуре Смольного Константин Сухенко сообщил, что хочет создать на базе учреждения "классический театр". "Репертуар на 80% должен состоять из классических постановок. Для меня Театр им. Ленсовета — русский драматический театр. Кто–то может сказать, что это несовременно, но я считаю так. В этой нише у театра больше возможностей, чем в конкуренции с современным театром. У последнего свои законы и своя эстетика. Я предложил Юрию Николаевичу поставить хоть один веселый спектакль. Говорю: "Почему вам не посмеяться и не пошутить вместе с людьми?" Он ответил, что как художник имеет на это право".
Константин Сухенко редактировал "Рекламу–Шанс" и был депутатом ЗС от ЛДПР. Достаточно ли это для того, чтобы целый городской театр его развлекал и смешил? Он что — Иван Всеволожский, Владимир Теляковский — директор императорских театров? Да и те были полюбезнее к знаменитостям. Трудно было ожидать такого барства и от тех, кто занимал позицию Сухенко сравнительно недавно — Владимира Яковлева, Антона Губанкова, Николая Бурова.
Все хорошее, что происходит в петербургской культуре, или вовсе не имеет отношения к казне — "Аквариум", "Ленинград", "Эрарта", Новый музей, KGallery, Музей Фаберже, "День "Д", "Стереолето", Новая Голландия, "Этажи", или находится вне компетенции комитета по культуре — Эрмитаж, Мариинский театр, Филармонический оркестр, "Алые паруса".
Ничего из обещанного комитетом по культуре город не получил — ни Музея блокады, ни новых парков, ни социальных пространств, ни домов или дворцов культуры, ни общедоступных клубов и сценических площадок.
В защиту Бутусова высказались специально организованным флешмобом его преданные зрители. На его стороне большинство артистов Театра им. Ленсовета, подписавших обращение к губернатору, критики, главные режиссеры.
Посмотрим. Боюсь, Юрий Бутусов, как это часто в нашем городе бывало, окажется в Москве. А мы останемся с Константином Сухенко.