Еще одна причина не верить либерализации: сколько водители заплатят за реформу ОСАГО

 

Вчера Минфин РФ поддержал либерализацию тарифов ОСАГО. Пока на словах. Но, похоже, дело близится к финалу — уже известно о планах Банка России, который и сейчас регулирует диапазон цен, расширить коридор базового тарифа ОСАГО для легковых автомобилей физических лиц, в рамках которого страховщики могут выбирать ставку тарифа. Предполагается расширение коридора на 20% вверх и вниз, то есть максимальная ставка базового тарифа ОСАГО будет повышена с 4 тыс. 118 рублей до 4 тыс. 942 рублей, минимальная ставка будет понижена с 3 тыс. 432 рублей до 2 тыс. 746 рублей. Казалось бы, когда возникает более широкая возможность выбора, это хорошо для конкретного автолюбителя. Однако немного настораживает, что обещание либерализации происходит на фоне тотального воя страховщиков, которые твердят об убыточности бизнеса.
Цифры они приводят убедительные — одновременно с прошлогодним снижением средней премии выросла средняя выплата, ее рост составил 15%, а размер достиг 77 тыс. рублей. Сумма собранных премий за январь–октябрь 2017 года снизилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма выплат увеличилась на 18% и составила 155 млрд рублей. Комбинированный коэффициент убыточности за первое полугодие 2017 года составил 118%, то есть в среднем ОСАГО дает 18% чистого убытка. Бедные–бедные страховщики. Они бегут с рынка. Если в 2003 году лицензии на ОСАГО получили 200 страховых компаний, то сейчас их осталось всего 60. Но оставшиеся про выгоду добровольного автострахования предпочитают помалкивать.
В Российском союзе страховщиков уверены, что либерализация совершенно не означает повышения цен. В странах, проходивших похожий путь на той же модели ОСАГО, что и наша, либерализация поначалу приводила к небольшому скачку — 10–15%, а потом наступало заметное падение цен и стабилизация на экономически обоснованном уровне. Автомобилистам остается только верить — страхование ведь обязательное.