В Петербурге FIFA пока не нашла контрафактных товаров с символикой ЧМ по футболу, выявить их сложнее, чем нарушения в рекламе и трансляциях. Но, если найдет, предпринимателей будут не предупреждать, как в 2017 году, а сразу штрафовать. Объем контрафакта, по прогнозам, не превысит 1 млрд рублей по всей России.
В мае 2018 года вступили в силу поправки в закон о чемпионате мира по футболу и закон о защите конкуренции — теперь ФАС сможет возбуждать дела о нарушениях правил добросовестной конкуренции во время ЧМ без выдачи предупреждений. Как рассказали в петербургском УФАС, в городе пока таких прецедентов не было.
Без предупреждения
"В 2018 году к нам пока не поступали заявления на незаконное использование символики FIFA, — сообщили в ведомстве. — В 2017 году, во время Кубка конфедераций, управление выдавало только предупреждения и штрафные санкции к нарушителям не применялись, а с 4 мая 2018 года при поступлении таких заявлений УФАС будет сразу устанавливать факт нарушения и штрафовать". Административный штраф для юрлиц в этом случае составит от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
В других городах России контрафакт появился еще до введения поправок. В апреле 2018 года советник по вопросам защиты бренда FIFA Алексей Швецов рассказал, что Международная федерация футбола за все время подготовки к ЧМ выявила более 900 фактов незаконного использования бренда FIFA. Это около полумиллиона единиц контрафактной продукции. При этом общая стоимость этих товаров невелика, ее оценивают в 200 млн рублей. По данным ФТС, средняя партия контрафакта, которую обнаруживает служба, обычно стоит около 5-10 млн рублей. Чаще поддельные товары ввозят в страну небольшими партиями: так проще и безопаснее, меньше потери при обнаружении нелегального товара.
Но дело не только в размере партий — контрафакта, связанного с ЧМ, говорят эксперты, в принципе немного. Как рассказывает Александр Еременко, гендиректор компании BrandLab, во время Олимпиады 2014 года в России заново сформировались многие процедуры контроля за соблюдением прав на бренды. "МОК действовал тогда очень масштабно, пресекал попытки даже некрупных предпринимателей. В итоге Олимпиада отбила желание заниматься контрафактом у бизнеса, — говорит Еременко. — Я это вижу даже по косвенным признакам: мы общаемся с крупными компаниями, и большинство боятся использовать даже небрендовые символы, которые ассоциируются с футболом. Стараются вообще не прикасаться к теме футбола, не дожидаясь проблем. И бренд-менеджеры даже футбольный мячик побаиваются использовать в рекламных кампаниях".
Полотенца к чемпионату
Производить сувениры с символикой FIFA имеют право только компании, получившие лицензии. В России эти лицензии продает юридическая компания Megalicense. Стоимость права на производство футбольных брелоков и игрушек предприниматели не раскрывают, по оценкам экспертов, она составляет несколько миллионов рублей. Всего компаний с лицензиями на производство разных видов товаров, посвященных ЧМ, в России 50. Главным лицензиатом в категории игрушек, который имеет право производить и продавать такие товары, стал ИП Сохацкий. Этот предприниматель известен тем, что торговал сувенирами с символикой на Олимпийских играх в Сочи. Кроме того, Олег Сохацкий получил права на товарный знак "Ну, погоди!" и активно судится с фирмами, которые используют его нелегально. Производить канцтовары, школьные сумки и рюкзаки, мешки для обуви с символикой ЧМ может ООО "Хатбер-М", зажигалки — ООО "Бибиджи Интернешнл". Свой лицензиат есть у каждой категории товаров, от ароматизаторов воздуха до полотенец. А ООО "Русские сувениры" получило разрешение на магазин формата "передвижной шатер", который будет ездить по городам чемпионата.
"Производственная компания с лицензией может торговать и напрямую, и через дистрибьюторов, — поясняет Алексей Левданский, представитель Megalicense. — А непроизводственная может быть этим самым дистрибьютором, покупать товар у лицензиата". При этом дистрибьютор обязан соблюдать ценовые нормативы, установленные производителем. Кроме того, он не может продавать сувениры вблизи стадионов и других спортивных объектов. В основном такие дистрибьюторы продают символику в интернет-магазинах, а в офлайне купить официального волка Забиваку, значки и брелоки можно в крупных торговых сетях или собственном магазине FIFA на Невском проспекте.
Сложно найти
"По правилам FIFA оговаривается, где можно продавать продукцию, где нельзя, какую символику и логотипы использовать. Покупает лицензию лицензиат, мы лишь заключаем с ним договор, — комментирует Виталий, представитель интернет-магазина ZABIVAKA (назвать свою фамилию он отказался). — Компания не делает отчислений от продаж, только по необходимости закупает продукцию у лицензиата по установленным ценам".
Такая система усложняет поиск нелегалов: обычный покупатель никак может понять, имеет ли право магазин продавать сувениры FIFA. Тем более что в крупных сетях продаются товары с символикой ЧМ, произведенные в Китае.
Интересы владельца брендов ЧМ защищает компания "Агентство интеллектуальной собственности", она же работала во время Кубка конфедераций. По данным региональных УФАС, чаще всего в 2017-2018 годах они регистрировали нарушения в сфере услуг и на рекламных материалах. Нелегальные сувениры, которые не "отловили" на таможне, потом довольно сложно отличить от настоящих — именно потому, что лицензиат может оптом продать партию таких товаров компании, которая уже не обязана иметь лицензию. Право же на трансляцию матчей, листовки и рекламу с символикой чемпионата перепродавать нельзя, в этих случаях, если нет лицензии, значит, есть нарушение.
В итоге петербургское УФАС в 2017 году, во время Кубка конфедераций, установило семь фактов незаконного использования символики FIFA. В число нарушителей вошли ООО "ТД Интерторг" (сеть “Семья”) и ООО "М.видео менеджмент" за листовки с символикой турнира. Они получили предупреждения и тут же их исполнили, до штрафов дело тогда не дошло. В 2018 году шанса исправить ошибки до штрафа у предпринимателей не будет. Но и объем контрафакта к ЧМ, по оценкам экспертов, скорее всего, не превысит 1 млрд рублей на всю страну (притом что ФТС уже выявила нелегальных товаров на 200 млн рублей). Усиление мер безопасности, ужесточение наказаний и опыт Олимпиады отбивают у предпринимателей охоту производить контрафакт.
Игорь Невзоров, управляющий партнер юридической компании Claims, подтверждает, что опыт Олимпийских игр, когда нарушителей действительно активно искали и наказывали, сильно повлиял на количество контрафакта во время ЧМ. "Ситуация Сочи-2014 сформировала правовую культуру, хотя и FIFA предприняла много профилактических мер, — говорит эксперт. — Дело даже не в том, низок или высок интерес к мероприятию, в любом случае это международное событие, которое традиционно приводит к росту контрафакта. Но у бизнеса появилось понимание, что подделка товаров будет иметь последствия".