Мясоперерабатывающие компании фиксируют рост закупочных цен на сырье. На повышение стоимости мяса повлияли вспышка африканской чумы свиней, ограничение поставок из Бразилии и даже чемпионат мира по футболу.
"Мясо дорожает постоянно, и зарубежное, и наше", — сетуют петербургские и областные мясопереработчики. Директор мясоперерабатывающего завода "Невский Трест" (ТМ "Ладоград") Сергей Куприн говорит о росте цены на свиную полутушу за последние полмесяца со 150 до 185 рублей. Повышение закупочных цен компании приходится компенсировать за свой счет, так как условия работы с торговыми сетями не позволяют повысить цены на продукцию.
Генеральный директор переработчика свинины и говядины "Всеволожский Мясной Двор" Игорь Егоров тоже говорит о необъяснимом росте цен этим летом. "Поставщики повышают цены когда захотят, без объяснений. Понижают их только, когда из-за запредельно высоких цен в магазинах люди перестают покупать мясо", — поясняет он.
С коллегами соглашается гендиректор мясокомбината "Иней" Виктор Крылов. "Цены достигли максимума, нам придется вести переговоры с торговыми сетями, надеемся, они пойдут нам навстречу", — ждет топ-менеджер.
Один из крупнейших петербургских производителей мясных полуфабрикатов рассказал "ДП", что цены на мясосырье начали расти с марта 2018 года, тенденция роста сохраняется и на сегодняшний день.
Так, существенно подорожали говядина (рост к январю 2018 +10%, рост к январю 2017 +13%), свинина (рост к январю 2018 +37%, рост к январю 2017 +39%), курица (рост к январю 2018 +29%, снижение к январю 2017 -20%).
Вырастут цены на полках
По данным "Ведомостей", с этой проблемой столкнулись и федеральные игроки — "Останкино", "Дымов", "Продо". Свиная лопатка подорожала с января на 53% и стоит 267 рублей за 1 кг, в 2017 году цена за тот же период выросла всего на 17%. Ускорился и рост стоимости свиных полутуш (23% к январю 2018 года).
Мясной рынок крайне обеспокоен ростом цен на сырье, заявляют представители Национального союза мясопереработчиков. Свинина за период с 16 июля по 3 августа подорожала на 20%, поставщики позволяют себе менять цены даже по предоплаченным поставкам. Цены на свинину достигли максимума последних 2 лет, признают в союзе. Мясо индейки за период с 15 мая по 3 августа подорожало на 40%, курицы на 25%. Говядина выросла в цене с декабря 2017 года на 15%, и цена держится на стабильно высоком уровне, не показав традиционного летнего снижения.
В Национальном союзе мясопереработчиков ожидают, что рост цен на сырье приведет и к росту цен на готовую продукцию, ориентировочно на 5-12%.
Болельщики предпочитают мясо
"Мы цену не устанавливаем, торгуем ровно по той цене, которую устанавливают большие производители", — разъясняет гендиректор производителя свинины "Идаванг Агро" Татьяна Шарыгина. По ее словам, сейчас закупочные цены по сравнению с маем повысились, если сравнивать с самой высокой ценой, которая установилась в прошлом году, она ниже.
Продажи свинины очень подвержены сезонным колебаниям. Высокая цена обычно устанавливается перед Новым годом, далее падает в пост, поднимается в конце мая в шашлычный сезон, держится май-июнь, падает в июле-августе и снова начинает подниматься осенью.
Традиционно в июле цены падают, летом ниже покупательная способность населения, к тому же россияне разъезжаются по отпускам и меньше покупают мясо. Но в этом году, действительно, этого не произошло, резюмирует Татьяна Шарыгина. Хотя и о росте говорить нельзя, добавляет она.
Цены не снижались из-за трех факторов. Первый — это вспышки африканской чумы, которые проводят к некоторому дефициту живых товарных свиней. Второй — чемпионат мира по футболу. "Футбольные фанаты не едят салат с рукколой с бокалом красного вина, они заказывают свиные ребрышки, рульку и пиво, поэтому летом потребление свинины выросло", — констатирует Татьяна Шарыгина.
Без Бразилии нет рынка
Еще одна причина связана с временным ограничением на поставки мяса из Бразилии. Россельхознадзор нашел в бразильской продукции запрещенный стимулятор роста — кормовую добавку рактопамин. Помимо этого, мясопереработчки винят в росте цен объединившихся и установивших высокую цену поставщиков.
Как объясняют игроки рынка, закрытие Бразилии, а также сговор местных поставщиков привел к существенному росту цен для мясопереработчиков. "Была бы Бразилия — был бы рынок и конкуренция", — констатируют они.