Всего 2–3 года назад Googlе и Amazon представили разработки по доставке небольших грузов и съемке с воздуха, продемонстрировав коммерческий потенциал коптеров. В России техническими новшествами вдохновились не на шутку: за несколько лет в стране сформировался пул из десятков компаний, предлагающих бизнес–решения с использованием беспилотников.
Число сфер коммерческого применения дронов растет с каждым днем. Технология проста и доступна: стоимость дронов начинается от 1 тыс. рублей, промышленные образцы стоят порядка 1 млн рублей. Ну а дальше — на что хватит фантазии. Кто–то делает впечатляющие фотоснимки на свадьбе, кто–то раздает Интернет, а кто–то поднимает в воздух рекламные баннеры. Перспективнее всего пока выглядят сферы, связанные с анализом больших земельных участков, а также доставка.
С воздуха видней
Во–первых, это весь спектр земельных работ: от простого межевания до поиска ископаемых. Коптер способен, например, заменить геодезиста на строительной площадке и с точностью до нескольких сантиметров измерить параметры местности. Это ускоряет процесс подготовки плана участка минимум в 2 раза и упрощает обмен информацией. "Если раньше после проведения замеров геодезистам даже приходилось на словах объяснять инженерам, что они нарисовали, то теперь эта необходимость практически отпала", — рассказал "ДП" Владимир Усов, начальник отдела геодезических изысканий компании "ЛенТИСИЗ".
Еще одна сфера — агропромышленность. В Японии коптеры уже больше 5 лет используются для полива, удобрения и посева полей. Канзасская компания AgEagle подсчитала, что за счет коптеров фермерам приходится использовать на 50% меньше пестицидов (стоимость их дронов — $1,5–25 тыс.). В целом же эффективность агробизнеса за счет внедрения дронов может вырасти на 176%. По крайней мере, так уверяют западные маркетологи.
Системы с такими же функциями предлагают и отечественные разработчики, однако консервативные фермеры закупать новинки пока не спешат. "О возможностях аналитики зерновых культур с помощью беспилотника российские агрономы пока что не знают, — говорит глава компании "АгроДронГруп" Дмитрий Рубин. — Обычно приходится им объяснять и наглядно демонстрировать, как могут применяться такие технологии. То есть параллельно с продажами мы работаем над формированием рынка и обучением заказчиков".
Пока российский АПК только присматривается к беспилотникам, петербургская компания "Геоскан" успешно продает свои системы обработки полей с помощью коптеров в Мексику. По ее оценке, экономия удобрений за счет использования дронов составляет около 20%.
Автоматизированная доставка
Нельзя оставить без внимания и возможности коптеров в сфере грузоперевозок. В мире уже есть беспилотники, которые справляются с грузами до 20 кг. Тот же Amazon разработал свой беспилотник с прицелом на регулярную доставку товаров заказчикам по воздуху.
Японская государственная почта обещает начать доставлять посылки дронами в труднодоступные районы, тесты уже проведены, сейчас готовится законодательная база. А вот в России похожий эксперимент "Почты России" в апреле потерпел фиаско. Разработчику он стоил 1,2 млн рублей, а топ–менеджерам госкорпорации пришлось выслушивать критику даже от спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Российские компании также предлагают беспилотники для энергорынка (проверка ЛЭП и мониторинг теплосетей), для лесообрабатывающей промышленности (измерения объема древесины), а некоторые производители говорят о 3D–сканировании для воспроизведения реально существующих локаций в кино и видеоиграх.
Черный рынок
В целом эксперты оценивают российский рынок беспилотных систем как развитый — и по объему предложения, и по уровню технологий. По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2016 году он оценивался в $174 млн, а к 2020 году может увеличиться до $224 млн.
Основная причина, по которой применение коптеров в бизнесе еще не стало массовым и регулярным, — отсутствие законодательной базы. "Пока что мы вынуждены каждый раз полученные с коптера данные подтверждать инструментальной съемкой при сдаче снимков в КГА или Леноблгосэкспертизу. Ведомства не могут принять материалы, полученные беспилотником: это нигде не предусмотрено", — рассказывает Владимир Усов.
Чтобы только поднять коптер в воздух, нужна масса согласований, а для перевозок их использовать нельзя в принципе. За нелегальные полеты коптера юрлицам грозит штраф до 300 тыс. рублей. Прецеденты в российской практике уже есть. Например, за доставку для "Додо Пиццы" компанию "Коптер Экспресс" оштрафовали на 50 тыс. рублей. И вряд ли правила игры будут смягчаться, скорее наоборот: после покушения на президента Венесуэлы Николаса Мадуро стало ясно, что дроны могут стать опасным оружием в руках злоумышленников.
Эксперты пока затрудняются оценить масштаб серого рынка. Некоторые уверены, что компании используют коптеры "без спроса", поскольку контроля за полетами как такового не существует. Другие уверены, что высокие штрафы все–таки отпугивают предпринимателей от незаконных полетов.
С другой стороны, криминальные сводки регулярно пополняются сообщениями о трансграничной контрабанде (например, сигарет из России в Финляндию). Есть целый ряд фактов, когда дроны использовались для доставки нелегальных товаров на зоны.
"Почте России" остается такому только завидовать. Ну, или учиться.