Полномочий мало. Депутаты и бизнес о торговле алкоголем, кадастровой оценке и уличных музыкантах

Депутаты ЗС и представители бизнеса собрались в редакции "ДП" на круглый стол чтобы попытаться ответить на вопрос, способен ли парламент чем–то этому бизнесу помочь. Взгляды сторон разошлись.

Автор: Хлебникова Александра

Денис Четырбок, председатель комитета по законодательству ЗС Петербурга:

В силу своих обязанностей я отвечаю за координацию действий наших постоянных комиссий и за повестку дня, которая формируется в Законодательном собрании Санкт–Петербурга. На повестке дня у нас остро стоит вопрос нелегальной торговли.
Работаем над тем, чтобы дать городским властям полномочия по изъятию товара. Без этого сдвинуть вопрос с мертвой точки не получится. Закон направлен не только на то, чтобы бороться с нелегалами, но и на то, чтобы бороться за права легального бизнеса. Его мы поддерживаем.
Также мы работаем над тем, чтобы развивать правовую базу налоговых льгот. Налоговое законодательство формировалось буквально в начале нулевых годов. И там есть льготы, которые сейчас необходимо пересмотреть, прежде всего речь о так называемых индивидуальных льготах.
Кроме того, не забываем о поддержке наших ремесленников. Их около двух десятков. Сфера небольшая, но на федеральном уровне ей уделяется внимание, президент дал ряд поручений. Мы их выполняем.
Есть еще тема с алкоголем. Есть много предложений. Например, повысить возраст продажи до 21 и даже до 25 лет. На мой взгляд, какие–то разумные ограничения в этой сфере должны быть. Чтобы бизнес не начал кошмарить людей.
Автор: Хлебникова Александра

Александр Ходосок, заместитель председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам ЗС Петербурга:

В комиссии по промышленности ведется обсуждение в отношении существующих договоров аренды нестационарных торговых объектов. Обсуждается порядок продления договоров. Есть вопрос и разносной торговли (это некая составляющая розничной торговли), пока что она у нас в городе она законодательно никак не закреплена.
Есть и вопрос существования псевдобаров. В них после 22:00 идет продажа и розлив спиртного, но ни продавцы, ни охрана не контролируют, что с этим спиртным происходит дальше.

"ДП":

Мы постоянно слышим, что депутаты ввели одну, другую, третью ограничительную меру. Хотелось бы услышать о каких–то позитивных мерах: придумали что–то, что позволило бизнесу развиваться.

Денис Четырбок:

Я сразу сказал, что полномочий у региональных депутатов по стимулированию предпринимательства крайне мало. Почти все гражданское законодательство в отношении предпринимательства относится к Федерации. Если мы берем отдельные сферы, то здесь достаточно узкие возможности. Мы можем регулировать ремесленников — преференции по предоставлению помещений по низкой ставке. Те же самые арендные ставки — если социально ориентированная деятельность, то в этой сфере бизнес поддерживается путем предоставления льготных ставок на аренду помещений.
Сейчас мы занимаемся сферой уличных музыкантов — это сфера, где водятся деньги, как ни крути. Мы работаем над тем, чтобы ввести какую–то систему лицензий или платных разрешений. Город получил бы дополнительные доходы, а музыканты — возможность легализовать свои доходы и работать по понятным правилам игры. Что они могут подать заявку, получить лицензию, и не надо идти и договариваться непонятно с кем.

"ДП":

Вы хотите ввести патенты для музыкантов?

Денис Четырбок:

Это может быть лицензия — по немецкой модели, они работают во многих европейских странах. И даже наши уличные музыканты, которые ездят на гастроли за рубеж, активно такими лицензиями пользуются. Но у нас эта сфера никак не регулируется.
Автор: Хлебникова Александра

Ольга Михальченко, директор по развитию ООО "ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад":

Вы озвучили информацию о проводимом ЗС анализе эффективности внедрения законодательных инициатив, которые уже заработали в городе. Однако не все так оптимистично, предложение от бизнеса — наладить качественный диалог с инвесторами для того, чтобы получить мнение на этапе подготовки законопроектов, а не после их принятия. Требуется и анализ причин, почему не нашли применения те законодательные инициативы, которые уже городом приняты, и в каких сферах они дали меньше всего оживления.
Вы упомянули, например, инициативу 2017 года по предоставлению в аренду памятников за рубль. Эту тему мы активно обсуждали в "Деловом Петербурге" с участием председателей КУГИ и КИО. Механизмы, которые заложены в закон, на наш взгляд, — не самые эффективные меры стимулирования. И мнение экспертов от бизнеса позволило бы на этапе подготовки законопроекта откорректировать инициативы, которые пришли на рассмотрение в ЗС.

Денис Четырбок:

Есть проблема с кадастровой оценкой в масштабах всей страны. Ее будут пересматривать — и у нас в том числе.

Ольга Михальченко:

В этом году город анонсировал пересмотр кадастровой стоимости всех земельных участков. В среднем стоимость повысится от 2 и более раз. Как нам кажется, это требует корректировки методики определения величины арендной платы. Повышать одно, не изменяя характеристик в самой методике, было бы неправильно. На наш взгляд, это должно быть взаимоувязано.
Второй момент — для выполнения указов президента по достижению целевых показателей по стройке в размере 120 млн м2 в разрезе РФ требуются меры реагирования на уровне субъекта. Работа в этом направлении — это не только 214–ФЗ, но и местные нормативно–правовые акты. Так, например, в ЛО уже готовят программу льгот и преференций для инвесторов, завершающих проблемные объекты жилищного строительства, предложения обсуждаются со строительным бизнесом.
В СПб работа пока не стартовала. Но мы уже готовы сформулировать, что требуется включить в НПА нашего субъекта РФ: меры стимулирования по выкупу социальных объектов за федеральные средства, строительство социальных объектов в проблемных кварталах за счет бюджета, предоставление новых земельных участков без торгов.

Александр Ходосок:

У нас по всем вопросам есть рабочие группы и эксперты. Поэтому я не думаю, что это проблема — стать участником.

Денис Четырбок:

Направляйте свои предложения, мы включим их в обсуждение рабочей группы. Потому что принимать закон, который не работает — это как самострел.

Ольга Михальченко:

Больше всего нас заботит вопрос строительства в СПб объектов социальной инфраструктуры. Мы увидели анонс бюджета на следующий год, в котором комитету по строительству будет существенно снижен объем выделяемых денежных средств на финансирование объектов. Создание социальной инфраструктуры не должно быть переложено на застройщиков. Соответственно, меры налогового стимулирования должны быть первыми на повестке дня, а также получение федеральных дотаций по программам, что позволит снизить долю регионального финансирования создания социальной инфраструктуры.

Александр Ходосок:

Идет реализация проекта комфортной городской среды. Но Москва и Санкт–Петербург вообще не финансируются из федерального бюджета. Хотя у нас много инициатив и предложений. В 2018 году в Минстрой мы подавали заявку на 16 новых общественных пространств и 526 дворов, но все осталось на нашем бюджете.

"ДП":

Вам не кажется, что дополнительные ограничения на алкогольную торговлю создадут риски того, что она просто будет уходить в тень?

Денис Четырбок:

Ограничения, которые введены, привели к снижению потребления алкоголя. Хотя его ночная продажа все равно осуществляется — торгуют под видом бара. Есть порядка пяти субъектов, где действует запрет на размещение алкомаркетов в жилых домах на первых этажах. В Петербурге жители жалуются на ночную торговлю алкоголем, и нам надо реагировать. Если мы решим вопрос с ночной торговлей, это снимет сразу 30% жалоб. Но эта сфера крайне чувствительна. Наша инициатива уже год находится на рассмотрении, и мы не торопимся ее принимать. По кальянам мы уже приняли в первом чтении и не будем спешить проводить второе.

Александр Ходосок:

Не идет речи о том, чтобы наложить ограничения на все сети. Идет речь о жилых домах, об ограничении времени. И мы прекрасно понимаем, что напротив жилых домов есть детские площадки — кому приятно утром находить там бутылки?

"ДП":

Итоги последних региональных выборов показывают, что политические ощущения общества меняются. Петербург вступил в выборный период. Собираетесь делать выводы из прошедших кампаний?

Денис Четырбок:

Мы не знаем особенностей тех регионов. Поэтому рассуждать, почему там такая ситуация, очень сложно. Одномандатные депутаты работают с привязкой к территории, и самое главное — что мы будем продолжать работать с людьми.