Правительство Ленобласти объявило о новом формате поддержки фермеров — гранты до 70 млн рублей на развитие кооперации. На последнем заседании правительства в качестве возможного получателя средств губернатору Александру Дрозденко представили сельскохозяйственный потребительский кооператив "Траумшлосс" из Гатчинского района. Узнав, что этот кооператив — единственный претендент на деньги, Дрозденко расстроился.
— А нельзя ли с учетом того, что мы днем с огнем ищем эти кооперативы, перебросить средства на другие цели? Мы будем придумывать какой–то кооператив, которому еще бахнем 50 млн ни за что ни про что, — обратился он к профильному заместителю Олегу Малащенко. Тот не растерялся и отвлек внимание губернатора неразграниченными землями.
— Александр Юрьевич, начну с больного. У нас на сегодня простаивает порядка 130 тыс. га. И эту землю могут обработать только фермеры, которые в любом случае будут создавать кооперативы. У нас отбор в этом году проходил… 70% просят одного — денег на покупку земли. Причем земля запредельно дорогая, называют цену 750 тыс. рублей в Лодейнопольском и Подпорожском районах.
Александр Дрозденко настолько расстроился, что пригрозил отобрать функции кадастрирования у областного комитета по управлению госимуществом и некоторое время еще обвинял подчиненных в неэффективной работе, похоже позабыв, с чего началось обсуждение.
Олег Малащенко по итогам заседания поручился за "Траумшлосс". "Среди членов этого кооператива много родственников, поэтому он идет первым: им проще договориться между собой. Были и другие претенденты (на грант). Из Волховского района есть ребята, из Лужского и Всеволожского районов. Просто они все на разной стадии объединения", — объяснил он.
Себе и людям
Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленобласти и Петербурга, рассказал, что сельхозкооперативы делятся на потребительские и производственные и между ними есть принципиальная разница. Первые бывают трех видов: кредитный, сбытовой и перерабатывающий. Его члены объединяются, чтобы оказывать услуги самим себе. Подобная форма кооперации существует в товариществах собственников жилья (ТСЖ) и у участников совместных закупок одежды. Эксперт насчитал в Ленобласти не больше трех реально работающих потребительских кооперативов, в том числе "Траумшлосс", а также свой собственный — "Возрождение". В него входят четыре хозяйства и отдельные фермеры–поставщики из Ленобласти, которые реализуют мясо, молоко, овощи и мед в кооперативном магазине в Кудрово.
Перерабатывающих кооперативов в Ленобласти около 30, уточняет Михаил Шконда, они создаются, чтобы оказывать услугу кому угодно, только не собственнику. Так делают, например, Valio и СПК "Оредежский". Последний скупает молоко у 50 молочных ферм Лужского района и сбывает на молокозавод "Галактика". "У нас сильно дискредитировано понятие потребкооператива, поэтому ко всем начинают относиться с опаской, а ведь потребкооперация — это элемент гражданского общества, которого у нас нет. Я сейчас прилагаю усилия, чтобы у нас появилось что–то похожее на Valio", — поделился эксперт.