Монументальные проблемы. Знаковые долгострои Московского района

Автор фото: Коллаж Карашаш Ногаевой

Список самых масштабных долгостроев, отмененных или незавершенных девелоперских проектов Петербурга пополнился Московским районом. В новый обзор "ДП" попали попытки застроить территорию бывшего типового кинотеатра в престижном месте, планы Смольного и частных инвесторов связать Пулково с центром города, а также затяжная реконструкция Дворца пушнины.

Московский район богат на монументальные и величественные здания. Однако советская застройка так и не сделала эту часть города новым центром Ленинграда. Сложившийся архитектурный ландшафт почти не оставил инвесторам больших возможностей на освоение территории — комплексное развитие уступило место точечным проектам.

Чесменская битва

В царстве сталинского ампира на улице Гастелло с 60-х годов прошлого столетия работал кинотеатр "Зенит", построенный по типовому проекту между Московским проспектом и ансамблем Чесменского дворца с церковью. В нулевые учреждение культуры ликвидировали, а здание, в котором проводили концерты для ветеранов и пенсионеров, снесли. Участок продали на торгах Фонда имущества за 27 млн рублей. С 2006 года началась подготовка к возведению 33-этажного 124-метрового многофункционального комплекса (МФК).
Как сообщал "ДП", застройщиком выступила компания, входящая в группу "Конрад" главы азербайджанской диаспоры в Петербурге и советника губернатора Вагифа Мамишева. Комплекс на 72 тыс. м2 должен был включать подземный паркинг на 250 мест, гостиницу на 60 номеров, развлекательную составляющую и офисы класса А. На крыше небоскреба спроектировали вертолетную площадку.
Проект строительства МФК "Зенит" на улице Гастелло
Автор: skyscrapercity.com
Концепцию, выполненную архитектурным бюро "Литейная часть 91" Рафаэля Даянова, единодушно одобрили на градсовете. Подводя итог заседания, заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук назвал проект "очень ленинградским".
Объем инвестиций на тот момент оценивался на сумму $150 млн, или 3,5 млрд рублей по актуальному курсу, реализацию проекта запланировали на 2011 год. Однако еще на стадии общественных обсуждений местные жители начали протестовать против стройки. Огороженная площадка снесенного кинотеатра все это время пустовала. На информационном щите указывалось, что работы ведутся по заказу ОАО "ЛК "Ликострой", генподрядом занимается ЗАО "Петровский строитель". Обе компании были связаны с ГК "Конрад".
К конфликту подключились депутаты Законодательного собрания, которые вспомнили о защитной зоне Чесменского дворца и церкви. Парламентарий Сергей Малков на одном из заседаний в 2008 году заявил, что МФК перекроет обзор на памятники архитектуры. На фоне скандала возникли задержки с согласованием проекта планировки территории. В конце 2010 года решением спора занялся Горсуд, куда обратились защитники Чесменского ансамбля. По итогам разбирательства было установлено, что строить небоскреб нельзя, поскольку участок под ним исключили из охранной зоны незаконно.
Вагифу Мамишеву, которому так и не удалось согласовать девелоперский проект, понадобились деньги для погашения банковских кредитов. "У нас на сегодня долг перед банком "Санкт-Петербург" составляет $61 млн. Кредиты валютные, и их обслуживание значительно подорожало за последнее время в связи с ростом валютных курсов", — рассказывал предприниматель в беседе с "ДП". По его словам, займы были получены прежде всего для реализации инвестпроектов, в том числе МФК "Зенит" на улице Гастелло.
Из-за финансовых трудностей участок продали Setl Group. Новые владельцы разработали проект семиэтажного элитного ЖК "Victory Plaza". За однокомнатную квартиру на сайте "Петербургской недвижимости", который входит в структуру строительного холдинга, просят от 10,3 млн рублей. Покупателям обещают передачу ключей к середине 2022 года.

Шкурные интересы

С 1937-го года начало Московского проспекта украшал Дворец пушнины. Монументальное сооружение построили по проекту архитектора Фридмана для проведения аукционов по продаже мехового товара и сопутствующих выставок. В июле 2009 года филиал ЗАО "Союзпушнина" переехал на площадку в Приморском районе.
Пустующие помещения в Московском районе после реконструкции планировалось передать под инвестиционный проект. По концепции проектно-конструкторского бюро имени В.С. Фиалковского предполагалось, что площадку переделают под офисно-кредитный центр и штаб-квартиру банка "Зенит", который на тот момент называли основным акционером "Пушного дома". Как сообщал "ДП", внешний облик здания собирались сохранить, основные изменения затронули бы только интерьеры.
На информационном щите, установленном на заборе начавшейся стройки, указывалось, что заказчиком выступает ОАО "Пушной дом", а генподрядчиком — ООО "Деметра". Реконструкция должна была завершиться в 2016 году. Но активная работа долго не начиналась.
Параллельно шли разбирательства в судах вокруг сталинского здания между заказчиком и исполнителями договора на реконструкцию. "Пушной дом" требовал возвратить земельный участок и здание от бывшего генподрядчика ООО "Содис Строй". Согласно материалам разбирательства, стоимость работ оценивалась в 650,7 млн рублей, а сроки завершения истекали через 18 месяцев.
Обосновывая заявленные исковые требования, представитель заказчика пояснил, что в декабре 2015 года "Пушной дом" направил в адрес генподрядчика уведомление об отказе от исполнения договора генерального подряда. Односторонний отказ от исполнения договора был мотивирован нарушением существенных условий подряда – сроков выполнения работ. В здании не успели установить монолитную железобетонную плиту, разместить конструкции для мансарды и кровли, заменить окна и обновить наружные сети водопровода и канализации.
Арбитражный суд Москвы решением от августа 2016 года встал на сторону "Пушного дома". Через год компания обратилась в инстанцию по Петербургу и Ленобласти, требуя возместить с ПАО "Банк "Санкт-Петербург" 50 млн рублей по банковской гарантии. Суд постановил о взыскании лишь 10 млн рублей. В феврале минувшего года конечная сумма была увеличена апелляцией до 29,5 млн рублей.
По данным холдинга "АйБи Групп", который вел строительный контроль за объектом и оказывал услуги по оформлению и выкупу земельного участка, с марта 2015 года генподрядчиком стала компания ООО "Виска". "В настоящее время завершена работа над проектной документацией и ведутся строительные и реставрационные работы по приспособлению здания к современному использованию (административные цели)", — говорится на сайте "АйБи Групп".

Инвестиции на посадку

Проблема транспортного обслуживания Пулково и связи аэропорта с центром Петербурга обсуждается десятилетиями. Долгое время власти не оставляли надежд на реализацию проекта легкорельсового трамвая "Надземный экспресс". Изначально в администрации Северной столицы рассматривали несколько вариантов финансирования, в том числе на принципах концессии или по схеме государственно-частного партнерства, когда на время эксплуатации проект находится в собственности инвестора и лишь потом передается городу. Конкурс собирались объявить в конце 2010 года, однако в итоге его переносили по меньшей мере 5 раз.
На фоне ухода Валентины Матвиенко с поста губернатора и вступления в должность Георгия Полтавченко проект "Надземного экспресса", требовавший вложения как минимум 3 млрд рублей из городского бюджета, не нашел частного инвестора. После его заморозки в 2011 году Смольный приступил к реализации другого плана — строительства линии "Аэроэкспресса", успешно прижившегося в Москве. Объем инвестиций на начальном этапе оценивался на сумму около 8 млрд рублей.
Предполагалось, что через Пулковское шоссе в районе КАД построят путепровод. Средства на виадук и всей железнодорожной магистрали должен был предоставить инвестор ООО "Аэроэкспресс", связанный с РЖД, рассказывал гендиректор ООО "Воздушные ворота" Сергей Эмдин. Ветку до Балтийского вокзала планировали начать прокладывать в 2012 году, а завершение работ намечалось к 2015-2016 году.
В 2012 году стороны продолжили обсуждение схемы и условий финансирования проекта. Вице-губернатор города Сергей Вязалов заявлял, что РЖД попросили у Петербурга в 3 раза больше начальной стоимости скоростного экспресса — 9 млрд рублей. Вскоре эта цифра увеличилась до 14-15 млрд рублей. По мере приближения чемпионата мира по футболу стало понятно, что проект "Аэроэкспресса", как и трамвайную линию от Пулково в сторону стадиона на Крестовском острове, вряд ли успеют реализовать. Заместитель министра транспорта Николай Асаул на открытии реконструированного старого терминала аэропорта подтвердил эти опасения.
В 2015 году бюджетная комиссия под руководством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева отклонила заявку Смольного на выделение из федерального бюджета 10 млрд рублей на строительство "Аэроэкспресса", несмотря на заверения вице-губернатора Игоря Албина в получении денег. Одновременно с этим появились вопросы Контрольно-счетной палаты Петербурга к комитету по инвестициям Ирины Бабюк. Как выяснили инспекторы, ведомство чиновницы тратило сотни миллионов из городской казны на проекты, которые так и не воплощались в реальность. Запуск ветки из Пулково вошел в "провальный" список.
К 2016 году появился альтернативный маршрут "Аэроэкспресса" — от Пулково до Витебского вокзала. Октябрьская железная дорога подготовила техзадание на трассировку именно такого маршрута. Стоимость этого варианта оценили в 17-18 млрд рублей. Запуск движения поездов наметили на 2018-2019 год. По данным "ДП", переговоры велись с УК "Лидер" и "Группой ЛСР".
Соглашение о реализации проекта подписали только на ПМЭФ-2018. Договор заключили исполнительный директор ООО "Аэроэкспресс" Валерий Федоров и Георгий Полтавченко. Стороны обещали наладить связь между аэропортом и центром города в 2022 году. Деньги инвестора собираются вложить в терминалы, кассы и закупку подвижного состава, а всю инфраструктуру создаст город. В июле был объявлен конкурс на концессионное соглашение, победителя должны определить на раньше марта 2019-го.