Сидим в ресторане, листаем соцсети. Супруга показывает фото крепкого мужчины за 70. Говорит, подружка хотела когда–то познакомить ее с этим швейцарцем. Дядьке жизнь удалась. Bentley, красивый дом, старый Jaguar.
— И было бы хорошо? — спрашиваю.
— А что плохого? Сексуально он неопасен. И посмотри, какие машины. Дочки мои никогда бы не знали слова Nissan. У него всегда в гараже Bentley, Jaguar и Aston Martin. И это все, что девочки будут знать об автопроме.
Задумался. Фраза "не знали бы слова Nissan" звучит жестко. Впрочем, уверен, что и экс–глава концерна Renault–Nissan Карлос Гон тоже был бы рад не знать этого слова. Японцы с подачи менеджмента его арестовали. Говорят, самураи не смогли простить ему массовых закрытий заводов и увольнений в стране пожизненного найма. Пытаюсь понять — в состоянии продаж у Nissan в России виноват Гон с его сокращением затрат или это плод работы японцев? Линейка узкая, ушли модели Sentra, Teana, Pathfinder, Patrol, Micra, Tiida. То, что осталось, — "суповой набор". Ну, Murano интересен. Уменьшается предложение — сокращается спрос и опять же толкает предложение вниз.
Покатался в Финляндии на электромобиле Nissan Leaf, там он продается официально. Это уже второе поколение японского электромобиля. И предшественник был страшноват. У электромобилей и гибридов это какая–то болезнь. Первый Toyota Prius, к примеру, был похож на мопса–тяни–толкая. Купить его можно было только из жалости или из стремления к будущему. И новый Nissan Leaf внешне не очень. Пятидверный хетчбэк, у которого низко опущена решетка радиатора, узкие фары, изломанная в ниссановском стиле оконная линия. Сзади черный глянец, фонари–бумеранги и отсутствие выхлопной трубы. Двигателя внутреннего сгорания–то тут нет. Красоты тоже. Но все вполне в допуске. Видно, что инновационный продукт.
Внутри ощущения дороговизны не хватает. Залезаю в салон Leaf, как будто получил приглашение в будущее. Но вижу кнопки обогрева сидений, которым 30 лет, и снижаю планку ожиданий. Двери легкие, как пушинки, и закрываются с консервным звуком. Нерезкий запах какой–то техногенный. Непремиальный.
Сидеть удобно, кресла — класс! Простые, подушка длинная, боковая поддержка мягкая, но обозначена четко и настраивает на спортивный лад. Или на тесный контакт с машиной. У нас с ней что–то будет… В этих креслах комфортно, обивка хороша. Что–то не так с руками. Левый локоть положить некуда, подлокотник на двери низко сделан. А справа подлокотник чуть выше, чем надо. Какой–то скособоченный получаюсь.
Противоречий много. Вот приборная панель. Большой экран слева и олдскульный стрелочный спидометр справа, там, где еще один дисплей. Он основной. Графика — прошлый век. Зато вращающиеся ручки хороши. Первое поколение Nissan Leaf ругали за малый запас хода. Поэтому отменил бы все, что создает лишний вес, тратит заряд батареи или создает препятствие качению. По физике у меня тройка, и я не понимаю, что нанесло бы больший ущерб запасу хода? Тросовый спидометр, который надо вращать, или дисплей, которому надо светиться. Селектор трансмиссии футуристический и удобный. Подстаканники, место для телефонов — все есть. Спасибо за AUX, тратить батарейку на Bluetooth в такой машине — расточительство. Хотя звучит музыка посредственно.
Руль для меня великоват. У него скошен нижний сегмент окружности. Наверное, намек на спортивность. Кожаная обивка, синяя строчка. Даже передняя панель в кожзаме и со стильной строчкой. А так пластик кругом. Чаще жесткий. Впрочем, "фиату" его прощали за красоту, а "ниссану" — за инновационность.
Сзади много места и для ног, и для головы. Дверь широкая, открывается на большой угол. Сидишь высоко, ведь под креслом батарея. Тут и детей делать хорошо, и возить их в кресле потом. Кстати, между передними сиденьями нет высокого тоннеля, и это настраивает на романтический лад. Можно просто держаться за руки, а можно и активнее пошалить. Багажник тоже просторен. И запаска внизу. Задние кресла складываются частями, но ровного пола не получается, образуется большая ступенька.
Техника такова: электромотор 147 "лошадей", 40 ампер–часов батарея. Говорят, хватит на 240 км пути при полной зарядке. Сажусь за руль, приборная панель показывает 77% зарядки и 140 км пути. Не верю. Разгоняется Nissan Leaf быстро. Один из фигурантов Рейтинга миллиардеров "ДП" научил меня переключать передачи бережно, двумя пальцами. Здесь по–другому никак. Селектор "коробки", которой на самом деле нет (это же электромобиль), двигается деликатно, двумя пальцами. Также можно включить режим е–педаль, когда торможение включается сразу, как отпускаешь газ. Даже немного заряжается батарея при торможении. Первый раз, когда отпустил газ, не ожидал такого интенсивного замедления. Хорошо, что при этом включаются стоп–сигналы.
Гонять на этой машине не надо. Она для вдумчивого движения, только думать надо о своем. Есть почти автопилот, адаптивный круиз. В городе удобно. Сам останавливается, когда впереди тормознули, и сам снова начинает движение. На педали можно не нажимать, руки убрать. Ненадолго. Если постояла немного на светофоре, то для начала движения придется нажать на газ. Парковка проста, тем более что камеры по кругу и датчики. Обзорность неплохая, хотя стойки широковаты, что спереди, что сзади. Маленькие треугольные окошки не спасают. Есть автопарковщик для отчаявшихся. Если попробовать выехать из своей полосы, то машина подруливать не будет, станет подавать резкий звук.
Управляется Nissan неоднозначно. Мягкая, плавная на ходу. Валкая в поворотах. Резвая при старте и настраивающая на спортивный лад рулем, спойлерами на крышке багажника. Но сопротивляющаяся в повороте, скользящая наружу. Привлекающая игрой в экономию электричества, что заставляет отказаться от разгонов и быстрой езды вообще. Первые электромобили и гибриды потрясали "тетрисом" дисплеев, показывающих, как экономится или тратится энергия. У Nissan Leaf в этом смысле тоска. Графика слабая, значки мелкие. А как же зарядка? Прямо на носу, перед капотом есть лючок, в нем два разъема. В багажнике еще шнур и переходники. В том числе и вилка 220 вольт от домашней сети. Говорят, что на полную зарядку уходит 15–20 часов. Leaf показывает время, когда сделает это полностью. Скорость ее существенно зависит от возможности сети и зарядной станции. Вся отрасль находится в ожидании разработки, которая позволит за час зарядить машину минимум наполовину. А пока с работы лучше не задерживаться, ведь Nissan Leaf потребует 12 часов привязки к розетке, чтобы проехать около 150 км.
В общем, это тренажер. Это инструмент геймификации на каждый день. Бодо Шефер сказал, что человеку нужна победа каждые 3 дня. А тут можно побеждать по дороге на работу и домой. Обыграв вчерашний результат, проехав больше на одной зарядке или потратив меньше, чем на маршрутку или электричку.
Но есть нюанс. Сэкономить не получится. Цена — от 3 млн рублей, желающих много не будет. А вот аренда или шеринг — совсем другое дело.