Калининский район называют самым привлекательным для нового бизнеса. Но что предпринимателю хорошо, то местному жителю плохо. Ведь, по сути, это означает отсутствие точек притяжения и нужных людям сервисов.
Чтобы понять, каким, по счастью, не стал Калининский район, можно заглянуть за его северную границу: Мурино, Девяткино — даже станция метро там есть, но это уже территория Ленинградской области. На фоне подпирающих небеса муравейников все новое строительство в Калининском районе кажется относительно цивилизованным. Точечная застройка — и довольно скромный показатель 225 тыс. м2 жилья, введенного за 2017 год (в 2 раза меньше, чем у лидеров). В принципе, больше и не нужно — Калининский и так занимает второе место в Петербурге по населенности, здесь живет 0,5 млн человек. Но если бы границы района простерлись чуть дальше на север, за КАД, то и градостроительной ошибки в ближайшем пригороде, скорее всего, удалось бы избежать. "В этом случае планы развития инфраструктуры были бы согласованы друг с другом", — считает Александр Холодов, гендиректор института территориального планирования "Урбаника".
Не зелено живется
Территориально Калининский вытянулся от Невы к границам Ленобласти. Северная часть — это добротный спальник, с большим количеством зеленых зон и не самой плохой транспортной инфраструктурой. За счет этих территорий 5 лет назад Калининский даже получил бронзу в рейтинге самых комфортных для жизни районов. Ну а о чем еще мечтать: у 80% жителей есть доступ к паркам, у 60% — к прудам и каналам.
Но это не значит, что за зеленые зоны не приходится бороться. Все точки напряженности в районе сейчас связаны с уплотнительной застройкой. В Муринском парке расширяется стадион "Нова Арена", в парке Сахарова хотят построить школу дзюдо. "Новые кварталы в Полюстрово располагают местами, там еще свалки не расчищены, но почему–то эти участки не интересуют власть и бизнес. Хотят в парках строить", — жалуется координатор движения "Красивый Петербург" в Калининском районе Федор Кушнаренко.
Отдельного упоминания заслуживает инвестиционный проект трехзвездочной гостиницы на 1360 номеров на месте ликвидированного Брянцевского рынка, представленный на днях на градсовете. Градозащитники были недовольны планами и требовали парк. "Обычно застройщики не ведут переговоров с местными активистами, прикрываясь нормативными актами. Однако мы хотели бы, чтобы создание отеля и благоустройство территории пошли на благо всего микрорайона", — заявили в ЗАО "Отель "Введенский", пообещав выделить 20 млн рублей и разбить сквер размером с футбольное поле. Целевая аудитория отеля — индийские и китайские туристы, определенное оживление инвестиций это точно внесет, вот только порадуются ли простые жители.
Промышленный юг
Южные территории — это промышленное сердце Калининского района. По данным Петростата, объем отгруженной продукции за 2017 год составил 93,8 млрд рублей, это лишь восьмое место в городе. Крупнейшие предприятия — ЛМЗ (входящий в "Силовые машины"), производитель радиотехники ОАО "Авангард", АО "Красный Октябрь", которое в прошлом году расширило производство мотоблоков, "Фацер", производитель робототехнических комплексов ГК "Диаконт", а также ряд сильных конструкторов и проектировщиков, в том числе АО "Арсенал". Выселять таких статусных поселенцев сложно, так что осложняется и редевелопмент.
"Арсенальная и Свердловская набережные — одни из потенциально наиболее привлекательных в городе, однако их преобразование затруднено по ряду причин. Во–первых, значимость ряда заводов, которые сложно вывести за пределы города без потери экономической эффективности. Во–вторых, отсутствие инвесторов, которые готовы вкладываться в объекты в условиях текущих градостроительных ограничений. Из–за наличия действующих производств наиболее вероятным представляется преобразование в общественно–деловую функцию, прежде всего в офисы. Что и произошло с территорией завода "Россия", которую развивает компания "Теорема" в качестве бизнес–парка "Полюстрово", — говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.
Развитие новых офисов уже дало жизнь самостоятельному IT–кластеру в границах района. "Он формируется у Октябрьской набережной — здесь рядом расположены три БЦ — "Граффити", "Фернан Леже", "Кондратьевский" — они заполнены на 95%, согласно нашим данным. Недалеко от них расположен БЦ "Бенуа", — говорит Игорь Темнышев, директор департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости Colliers International. Тем не менее тенденция эта слабая, и офисов в районе по–прежнему мало, лишь 5% от общего объема городского предложения.
Нет точки притяжения
Как мало и торговых центров. Формально по этому показателю Калининский район третий в городе с конца (еще меньше — только в Василеостровском и на Петроградке). Но цифры обманчивы. Большинство жителей, опрошенных "ДП", признались, что не чувствуют нехватки крупных ТРЦ. Многие просто ездят за покупками в соседний район.
Куда острее ощущается нехватка точек притяжения — качественных общественных пространств, в которых можно было бы провести время.
"Нужны такие места, как "Этажи", "Ткачи", "Новая Голландия". Такая смесь культурных и бизнес–центров, чтобы в будни местные могли там работать, например, в коворкингах, а в выходные посещать разные мероприятия", — говорит Федор Кушнаренко из "Красивого Петербурга".
Едва ли не единственное популярное креативное пространство — проект "Бенуа 1890". Но его не хватает для такого большого района, жалуется Кушнаренко. Инвестор, в свою очередь, сетует, что ему непросто привлечь аудиторию.
"У нас все равно люди больше хотят за культурой ехать в центр, а чтобы собрать людей в Калининский район — это должно быть очень интересное событие. Но к нам все равно приезжают, и в лектории мы собирали по 150 и по 200 человек", — рассказала Елена Плахтий, директор по маркетингу ГК "БестЪ". По ее словам, проект вытягивают за счет диверсификации — здесь же проводят и торжественные банкеты, и деловые встречи, и корпоративы.
Ждут не пивные
Из других спальников Калининский район выделяется высокими оборотами общепита: 4 млрд рублей — это 8% общегородских объемов. Но проблема та же — заведений много, но по–настоящему ярких мест практически нет. Такая же ситуация и с другими бизнесами.
"Не хватает бюджетных сетевых спортивных комплексов с бассейном, салонов красоты, магазинов детских товаров, спортивно–развлекательных центров, центра изучения языков — серьезных, сетевых. Аптек, где есть большинство лекарств, банков, банкоматов. В общем, в нашем районе остро не хватает всего, кроме пивных, кафе и мелких продуктовых магазинов", — жалуется Марина Пинчук, жительница одного из ЖК на пр. Блюхера.
Недостаток предложения подтверждает и статистика. По данным приложения "Бизнес–Навигатор", разработанного Корпорацией малого и среднего предпринимательства, именно Калининский район является самым перспективным в Петербурге для старта своего дела. Пусть даже денег у жителей не так много (средняя зарплата здесь — 58 тыс. рублей, что ниже среднего по городу значения), их будет нетрудно удивить.
“
Транспортная ситуация в Калининском районе усугубляется тем, что с центром его связывает лишь тонкая ниточка улицы Комсомола и Арсенальная набережная Им нужен какой–то дублер. Недавно мы сделали проектное предложение — проложить параллельную улицу через промышленную зону. Это поможет решить связь района с центром города и заодно поможет создать новые офисные центры вдоль новых магистралей. Конкретно на территории завода "Арсенал" — она очень большая, там есть дворы, переулочки, масса складов и офисов.
Владимир Линов
заслуженный архитектор России, доцент Санкт–Петербургского архитектурно–строительного университета
“
Район делится очень четко на северную и южную части. На юге мы имеем промышленную зону и очень большое загрязнение почвы тяжелыми металлами. На этой почве растут деревья, и дыхание у таких деревьев ядовитое, и те парки, которые там есть, — они не очень годятся для прогулок. Север немного лучше, но по загрязнению воздуха он ничем не отличается от юга, на юге больше промышленности, а на севере — больше автомобилей. Тем не менее это некритичные загрязнения.
Юрий Шевчук
председатель экологической организации «Северо–Западный Зеленый Крест»
“
В Калининском районе хорошая дорожная сеть, позволяющая без труда добраться до центра Петербурга, развитая коммерческая, социальная инфраструктура и благоприятная экологическая обстановка. На севере много зеленых зон. Здесь строятся сразу несколько жилых комплексов комфорткласса, которые при своей близости к станции метро, центру города, Петроградской стороне отличаются доступной ценой. Многие из этих объектов реализуются в рамках редевелопмента бывших промышленных территорий. В этой локации функционал территорий сегодня меняется даже чуть быстрее, чем в других районах — Адмиралтейском или Московском.
Дмитрий Кашинский
генеральный директор группы «Эталон»
Историческая справка
Политическая карта Гражданки
— В 1970–е территория Калининского района превратилась в маленькую политическую карту. Два крупнейших района Гражданки ленинградцы именовали ФРГ и ГДР. А территории на северо–востоке — ДРВ, то есть Демократической Республикой Вьетнам.
— ФРГ (Фешенебельный Район Гражданки) включал в себя территорию новой застройки от проспекта Непокоренных до Муринского ручья. Район сразу стал считаться престижным. Селились здесь коллективы научных учреждений вокруг Политехнического института. Здесь существовала развитая инфраструктура и было налажено хорошее сообщение с центром. Дворы пышно озеленяли, рядом располагались лесопарки — Сосновский, Политехнический и Пискаревский.
— ГДР (Гражданка Дальше Ручья) располагался севернее, естественной границей между ними стал Муринский ручей. Сюда селили всех без разбору, поэтому и публика получилась менее интеллигентная. Да и инфраструктура не поспевала за масштабным строительством. К тому же сюда было трудно добираться: станция метро "Гражданский проспект" открылась лишь в 1978 году. Пустые, открытые всем ветрам пространства, голые дворы и огромные дома ГДР в те времена резко контрастировали с уютными и зелеными кварталами ФРГ.
— В 1990–е эти микрорайоны повторили судьбу Германии, уровень жизни постепенно сравнялся. А затем резко упал, поскольку люди оказались фактически отрезаны от транспортной инфраструктуры. Из–за размыва грунтов на участке между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" с 1995 по 2004 год не было сообщения. Что характерно, плывун так и не покорился метростроевцам. В 2016 году появилась информация, что на его ликвидацию может быть выделено 2 млрд рублей, но конкурс до сих пор не объявили.
— Есть в Калининском районе и еще один загадочный топоним — ДРВ, или Дальше Ручья Влево. Это местность западнее железной дороги, ближе к проспекту Культуры. В советские времена намек был понятен всем. Что может быть левее социалистической Германии? Только социалистический Вьетнам.
Цикл публикаций
Административное деление Петербурга на районы кажется нам привычным, но мало кто всерьез изучал экономические особенности каждого из них. Однако разница между районами нашего мегаполиса зачастую такая же, как между регионами полноценной страны. "ДП" составляет районные паспорта, чтобы понять, какие виды бизнеса где в дефиците.