В Мраморном зале этнографического музея на этой неделе открылась 7–я биеннале "Архитектура Петербурга", где городские зодчие представляют итоги своей работы за 2 года. Главный архитектор Владимир Григорьев взял на себя смелость заявить, что по проявленному усердию современные мастера сравнялись с великими мастерами прошлого, которым Петербург и обязан своим обликом.
Архитекторам приходится непросто, в городе действует жесткое регулирование, и КГА "подливает масла в огонь, делая его (регулирование) еще жестче". Только благодаря талантам мастеров архитектура вообще еще существует в нашем городе, закончил свою мысль Владимир Григорьев.
Самим архитекторам возможность рассказать о своих работах тоже, конечно, представилась — только презентации было почти не слышно из–за неподходящей звукоусилительной аппаратуры. Так что казалось, что проектировщики говорят сами с собой.
В каком–то смысле так и было. Граждане не понимают современную архитектуру, критики с начала 2000–х годов не могут выделить господствующий архитектурный стиль, а журналисты не очень интересуются событиями в этой сфере, сетовал президент Санкт–Петербургского союза архитекторовОлег Романов.
На биеннале много конкурсных проектов и работ для других городов, но заметнее всего выделяется так называемая бумажная архитектура (проекты, неосуществимые из–за своей сложности, масштабности или дороговизны). Откуда берутся архитектурные фантазии, связаны ли они с "непростыми временами" — или их рисуют с надеждой на осуществление?
"Если позволите, я выражусь метафорично. Если бы не было бумажной архитектуры, то — если проводить аналогии с литературой — была бы только проза и не было бы поэзии. Точнее, даже не проза, а библиографические описания", — поделился размышлениями с "Деловым Петербургом" Владимир Григорьев. По его словам, архитектура и все искусство — как альпинисты. "Закидывают крюк, цепляются и дальше за него все подтягиваются", — рассудил глава КГА.
Намыв у «Лахта–центра»
Идея в том, чтобы выполнить
небольшой по площади остров
«в голландском стиле»
В этот же ряд можно поставить проект намыва возле «Лахта–центра», который сам автор, руководитель мастерской «Б2»Феликс Буянов, называет «бумажной архитектурой в голландском стиле». Темными зимними ночами «мы видим полную черноту за свечой «Лахта–центра», метафорически обрисовал ситуацию архитектор. Такая территория, очевидно, нуждается в развитии. «Наша идея — выполнить там небольшой по площади остров», — пояснил Буянов. Разумеется, сами проектировщики намывать землю не собираются — они рассчитывают заинтересовать своей задумкой инвесторов.
Спорткомплекс на Санкт–Петербургском шоссе
Проект ледовой арены на Санкт–Петербургском шоссе переделывали по ходу строительства
Особого внимания начальства на открытии выставки удостоился спорткомплекс на Санкт–Петербургском шоссе, представленный Феликсом Буяновым. Все дело в том, при каких обстоятельствах была построена ледовая арена. В какой–то момент городские власти оказались недовольны обликом уже строящегося здания, и его решили переделать, доверив работу другим проектировщикам. «Это был спортивный центр, облицованный сэндвич–панелями. Феликс Викторович переделал эту работу практически мгновенно, всего около месяца у него ушло», — вспомнил Владимир Григорьев. Он похвалил проектировщика, что архитектору удалось «простыми приемами разнообразить здание» и теперь «в нем чувствуется свежесть». «Получилось по–европейски», — оценил Сергей Орешкин. «Да что уж там говорить, по–русски», — парировал Владимир Григорьев.
Музей блокады и обороны Ленинграда
Возможно, когда–нибудь все наработки и предложения по музею блокады Ленинграда все–таки пригодятся
Руководитель мастерской «Студия 44»Никита Явейн посвятил весь свой стенд проекту музея блокады, который, как известно, собирались реализовать на Смольной набережной. Концепция Явейна была признана лучшей на архитектурном конкурсе, и уже был объявлен конкурс на разработку проектной документации. Но в конце минувшего года подготовка к строительству этого здания городом была остановлена. И сейчас власти работают над расторжением договора выделения участка. Сам зодчий на презентацию не пришел, что многие восприняли как демарш. Да и стенд, оформленный в неярких тонах и частично задрапированный, возможно, подразумевает некий жест. Никита Явейн, впрочем, утверждает, что обошлось без символизма. В разговоре с корреспондентом «ДП» он рассказал, что был в Севастополе, а потому на открытие выставки просто не попал. Что же до того, что на стенде только один проект, — так «у нас не выставка достижений народного хозяйства», где нужно мериться числом работ. Свои конкурсные предложения по музею блокады (но уже в череде других проектов) продемонстрировали и другие мастерские (например, «Земцов, Кондиайн и партнеры») — со словами о том, что теперь уж этого, видно, не будет, но проект был важный, поскольку это «наша память». Но, возможно, когда–нибудь все эти наработки еще понадобятся.
Фабрика «Красное знамя»
Огромный зал бывшей ТЭЦ на углу Корпусной и Пионерской улиц
собираются отдать под культурное пространство
Знаменитое конструктивистское здание (бывшую ТЭЦ) на углу Корпусной и Пионерской улиц на Петроградской стороне продемонстрировал руководитель бюро «Литейная часть–91»Рафаэль Даянов. Находящаяся в частной собственности постройка примечательна тем, что ее привели в порядок снаружи (и, по словам зодчего, теперь она выглядит так хорошо, как не выглядела никогда), но не могут придумать, чем наполнить изнутри. Компания Даянова работала над проектом «реставрационного ремонта фасадов с возможностью приспособления под современное использование». В будущем огромный зал собираются отдать под культурное пространство. Известно, что при посредничестве города шли переговоры о совместном использовании этого помещения с капеллой. Но пока, как видно, они ни к чему не привели. К теме бывшей фабрики «Красное знамя» обратился и еще один архитектор — Анатолий Столярчук. Он показал проект жилого дома, возведенного на фабричной земле по соседству с памятником конструктивизма (и, несмотря на все старания, оттенившего памятник).
Охтинский мыс
Проект предполагает здание на ножках — чтобы оно нависло над территорией археологических раскопок на Охтинском мысу
Архитектурное бюро бывшего главного архитектора Петербурга Юрия Митюрева представило концепцию освоения мыса на набережной Невы, где хотели построить «Охта–центр». Зодчий предложил возвести здесь невысокий «музейно–культурный комплекс», по форме напоминающий когда–то стоявшую на участке крепость. По задумке, здание должно быть приподнято над землей на расположенных по периметру ножках. Таким образом, строение нависло бы над территорией археологических раскопок, с одной стороны прикрывая их от вредных воздействий, а с другой — не нарушая целостности находок. Что именно расположится на втором, надземном уровне здания, архитектор пока не придумал — «возможны варианты». «Охтинский мыс так или иначе должен быть застроен», — считает Юрий Митюрев. Вопрос только как. Зодчий уточнил, что проект музейно–выставочного комплекса — его собственная инициатива. Учитывая, сколько копий было сломано вокруг строительства «Охта–центра» и как медленно решается вопрос с дальнейшим использованием площадки, можно предположить, что до осуществления если и дойдет, то не скоро.
Шпиль новостроек на Васильевском острове
Власти настоятельно рекомендуют пригласить их наблюдать за установкой золотого шпиля на жилой комплекс на намыве
Руководитель архитектурного бюро «А. Лен»Сергей Орешкин предъявил проект жилого комплекса с золотым шпилем на намыве у Васильевского острова. От предыдущих начинаний замысел отличается тем, что осуществляется, причем прямо сейчас. Стройка идет, и зодчий обмолвился, что шпиль в ближайшее время будут монтировать — при помощи вертолета. Здесь автор проекта вызвал неподдельный интерес главного архитектора, настоятельно попросившего пригласить власти на это действие. Жилой комплекс состоит из нескольких зданий, кроме самого большого шпиля, на них будут и навершия поменьше.