06:1114 мая 201906:11
226просмотров
06:1114 мая 2019
Пока российские участники финансовых рынков отмечали День Победы, между США и Китаем произошел новый виток торговой войны. С началом новой недели атаки продолжились: президент США Дональд Трамп в понедельник, 13 мая, написал в Twitter, что Китаю не следует принимать ответные меры после введения новых американских пошлин, а то ситуация лишь ухудшится. Ранее Трамп обещал ввести пошлины на товары из КНР еще на $300 млрд. Эта угроза вряд ли заставит Пекин молча стерпеть удар в виде случившегося 10 мая повышения пошлин с 10 до 25% на свой экспорт в Америку объемом $200 млрд. Министерство коммерции КНР уже в конце прошлой недели заявило, что вынуждено будет принять ответные меры.
Введение пошлин стало наказанием китайской стороне за несговорчивость: американцы возлагают на оппонентов вину за провал переговоров о торговом соглашении США с КНР. А между тем именно ожидание этой сделки стало главной причиной бурного роста цен на сырьевых и фондовых рынках в последние месяцы. В частности, с конца декабря в 1,5 раза подорожала нефть, а индекс Мосбиржи прибавил более 12%. Нетрудно представить масштаб будущего обвала, если мировые инвесторы окончательно разочаруются в перспективах торгового соглашения между США и КНР.
Впрочем, пока паники на рынках не заметно — российские фондовые индексы к середине торгов понедельника прибавляли по полпроцента, нефть сорта Brent — около 1,5% по сравнению с финалом торгов в пятницу. Увеличению нефтяных котировок помогают новости о приостановке добычи на норвежском месторождении Oseberg Field Center из–за технических неполадок, а также о нападении диверсантов на танкеры у побережья ОАЭ. Но эти факторы не обеспечат длительного подорожания черного золота, так что российской экономике в случае эскалации торговой войны не поздоровится вместе с остальными. Разумеется, финансовые власти во всем мире постараются смягчить последствия кризиса. Но они не отменят того факта, что глобальная экономика от торговой войны всегда проигрывает. Даже если одна из сторон конфликта добивается победы в виде выгод для своей экономики, остальные страны, как проигравшие, так и нейтральные, теряют гораздо больше.
Александр Пирожков, редактор