Недавнее заявление главы Счетной палаты Алексея Кудрина о том, что рост российской экономики по итогам текущего года не превысит 1%, следует трактовать как признание того, что отечественная экономика остановилась. В условиях полной сервильности Росстата такой "рост" является не более чем статистической погрешностью. За 2014–2018 годах — после всех коррекций — средний темп прироста ВВП в России составил 0,4% против 2,9% в мире в целом, 2,4% в США и 6,9% в Китае. При этом текущая стагнация развивается несмотря на то, что цена на нефть выросла с $52,4 / барр. в среднем в 2015–м до $73,2 / барр. в 2018–м, а профицит федерального бюджета в прошлом году стал рекордным за всю новейшую российскую историю. Учитывая, что циклический хозяйственный подъем в США продолжается уже 120–й месяц при средней за последние 40 лет длине цикла 83 месяца и новый спад вполне реален в 2020–2021 годах, приходится констатировать, что шансов на "прорыв", о котором сегодня в Кремле не говорит только ленивый, у страны нет.
Причины происходящего, на мой взгляд, лежат не в последствиях захвата Крыма и введении западными странами санкционного режима. Они — в политике властей, которые уверовали в жизнеспособность "силового" управления экономикой, и в последствиях дестабилизации на рынке нефти, вызвавших ослабление рубля и резкий спад покупательной способности населения. Первая привела к крайней рискованности инвестиций и стабильному оттоку капитала (иностранные инвестиции рухнули в 2014–2018–м в 19 раз, а внутренние частные стали замещаться государственными, мультипликативный эффект которых невелик). Девальвация могла бы вызвать скачок в экономическом росте, как это было в 1999–2000 годах, однако в условиях парализованной частной инициативы и бюджетной экономии она не сопровождалась ростом рублевых доходов. В то время как промышленный экспорт из России не мог стать драйвером роста из–за его незначительности. Даже если завтра санкции будут отменены, инвесторы не вернутся в Россию из–за сокращения рынка и крайней непредсказуемости действий властей.
Можно ли добиться перелома? Уверен, что да — но не усилиями Кудрина и Ко (напомню: именно Алексей Леонидович сделал все от него зависящее в бытность министром финансов для "перетягивания" бюджетного "одеяла" с регионов в центр и для создания резервных фондов, наполнение которых стало любимым занятием правительства — вместо обеспечения эффективной инвестиционной политики).
Стоит вспомнить, что рывок времен первого президентского срока Владимира Путина случился тогда, когда в стране еще не было неэффективных госкорпораций; когда правительство снижало, а не повышало налоги; когда бизнес–среда была намного более конкурентной. И высокие темпы оказались реальными в условиях крайне скудных внешних инвестиций и нефти, которая в 2000–2003–м стоила в среднем $26,7 / барр. Поэтому единственным инструментом обеспечения роста является радикальное снижение административного давления на экономику, декриминализация всех хозяйственных преступлений (достаточно взглянуть на США, где каждый год компании и банки платят десятки миллиардов долларов штрафов и доначисленных налогов, но тюремные сроки получают лишь явные мошенники типа Б. Мэдоффа), начало кампании по снижению налогов и системная борьба с коррупцией. Экономический рост в России не надо стимулировать — ему просто не надо мешать.
К сожалению, ничего из предложенного реализовано не будет. Обогащение за счет использования рычагов государственной власти является в России не аномалией, а основой политической системы; "кормление" силовиков за счет бизнеса — гарантией их лояльности "вертикали", а налоги будут расти просто потому, что бюрократия и рачительность — понятия несовместимые. Так что господину Кудрину остается лишь наблюдать за развитием трендов, к формированию которых он был причастен как никто другой.