Балтийский банк, потерпевший крах в 2014 году в результате акционерного конфликта, успешно прошел процедуру финансового оздоровления. В мае 2019 года он вошел в состав своего санатора — Альфа-Банка. Об итогах четырехлетней работы и о том, что ждет дальше клиентов "Балтийского", читайте в интервью председателя правления Альфа-Банка Андрея Соколова для dp.ru, состоявшемся в рамках Петербургского международного экономического форума.
Андрей Борисович,
Альфа-Банк
заявил в мае о присоединении Балтийского банка. Между тем ранее говорилось, что санация продлится до 2021 года. Можно ли считать ее завершенной?
— Да. Мы полностью выполнили план финансового оздоровления Балтийского банка. Все процедуры по реорганизации завершены, "Балтийский" стал частью Альфа-Банка. На самом деле это произошло даже на 1,5 года раньше. Срок, согласно плану финансового оздоровления, — до 31 декабря 2020 года. Но благодаря эффективной совместной работе с АСВ нам удалось завершить санацию с опережением — за 4,5 года.
Основной своей задачей мы видели в первую очередь то, чтобы сохранить максимальное число клиентов. И мы успешно с ней справились: на обслуживание в Альфа-Банк переведены 70% активных клиентов санированного Балтийского банка.
За счет чего удалось провести санацию существенно раньше намеченного срока? Как ее итоги оценивает
АСВ
?
— Санация признана эффективной АСВ. Прежде всего наш совместный анализ финансового положения Балтийского банка позволил вовремя выявить имевшиеся проблемы. Мы собрали сильную проектную команду — частично из сотрудников Альфа-Банка, частично из "Балтийского". Все это время санируемый банк продолжал работать для клиентов в штатном режиме: активно кредитовал физических лиц и муниципальные образования РФ, а также продолжал кредитовать и обслуживать юридические лица по ранее заключенным договорам.
После того как клиенты были переведены в Альфа-Банк, держать "Балтийский" стало нецелесообразно. Оставались только мертвые активы, бухгалтерские счета и затраты на содержание людей, которые бизнес не делали. Весь бизнес уже был сосредоточен в Альфа-Банке. Поэтому процесс реорганизации был завершен досрочно. Часть оставшихся вопросов, связанных с возвратом активов, требуют чуть больше времени — это естественно. Ими продолжит заниматься Альфа-Банк.
Как прошла работа по интеграции IT-инфраструктуры Балтийского банка? Получилось ли обеспечить бесперебойность обслуживания клиентов?
— В штатном режиме, без каких-либо сложностей. Для минимизации риска сбоев работа по интеграции базы клиентов и ИТ-инфраструктуры была проведена преимущественно в период майских праздников, что позволило реализовать максимально удобный и комфортный для клиентов автоматический переход.
Сколько клиентов перешли в Альфа-Банк? И как изменились для них условия обслуживания?
— Мы сохранили и приняли на обслуживание в Альфа-Банк 200 тыс. розничных клиентов и около 4 тыс. корпоративных — все они получили доступ к федеральной инфраструктуре и высокотехнологичным удаленным сервисам крупнейшего частного банка страны.
Услуги, которыми клиенты Балтийского банка пользовались раньше, мы дорабатывали. Какое-то время продукты и сервисы предлагались по тарифам "Балтийского", сейчас все условия унифицированы — такие же, как для клиентов Альфа-Банка. Тарифная политика "Балтийского" не была близка к среднерыночным показателям в связи с тем, что у его акционеров, помимо банковского бизнеса, были интересы на рынке недвижимости. Собранные с населения деньги они "загоняли" в свои проекты. К сожалению, это обычная история, из-за которой лопаются банки. А когда еще и акционеры ссорятся, ситуация усугубляется. На момент санации так и происходило.
Продолжается ли история с конфликтом бывших акционеров Балтийского банка? Они пытаются препятствовать вашей работе?
— Оба бывших акционера Балтийского банка — господа Шигаев и Исаев — объявлены в розыск и находятся за пределами России. Альфа-Банк продолжает работать по возврату выведенных активов. Некоторые мы уже вернули, решение вопросов по остальным, я думаю, продлится еще несколько лет. Это не такой быстрый процесс, как хотелось бы.
Длительное время бывшие акционеры вели себя по отношению к Балтийскому банку достаточно свободно, проводили бесконтрольные и часто сомнительные сделки, не задумываясь, как они в дальнейшем могут отразиться на них и на банке. Однако в результате конфликта между ними договоры, которые раньше считались формальными, вдруг превратились в реальные, и бывшие партнеры стали предъявлять друг к другу претензии.
Альфа-Банк, будучи санатором Балтийского банка, автоматически стал невольным участником этого корпоративного конфликта, поскольку Шигаев и Исаев стали заявлять многомиллионные претензии теперь уже к Балтийскому банку.
Как интеграция Балтийского банка помогла расширить присутствие Альфа-Банка в Петербурге и соседних регионах? Насколько уникален опыт санации Балтийского банка, может ли он получить распространение при реорганизации других проблемных активов?
— Для нас это уже второй опыт санации. Первый — екатеринбургский банк "Северная казна", санация которого продолжалась с 2008 по 2011 год. Этот процесс тоже прошел успешно, мы расширили влияние на Урале (в Екатеринбурге и Челябинске), а также в Перми.
По итогам санации "Балтийского" мы существенно расширили клиентскую базу и сеть отделений на Северо-Западе. В состав сети Альфа-Банка вошло 41 отделение Балтийского банка. Некоторые офисы Балтийского банка в Петербурге мы были вынуждены закрыть, потому что поблизости от них работают офисы Альфа-Банка. Банкоматная сеть в Северо-Западном регионе расширилась на четверть — более чем до 400 устройств.
Как вы оцениваете другой механизм санаций — через Фонд консолидации? Насколько он эффективен с точки зрения "оздоровительного" эффекта для банковской системы?
— Оба механизма имеют право на жизнь, и у каждого есть плюсы и минусы. Риски механизма санации через Фонд консолидации — возможный конфликт интересов внутри Банка России и рост расходов на поддержку санируемых банков. Кроме того, произошедшее "огосударствление" санации усугубляет ситуацию с монополизацией банковского сектора. Если же говорить о санации через АСВ, ее эффективность зависит в первую очередь от банка-санатора.
В ближайшие годы рассматриваете для себя возможность участия в санационных проектах или в приоритете органический рост?
— Мы готовы участвовать в таких проектах, если увидим в них экономическую выгоду и соответствие нашим стратегическим интересам.
Мы опытный и эффективный санатор: ведь все проекты, в которых мы участвовали, были завершены успешно — без негативных последствий для клиентов санируемых банков и в точном соответствии с утвержденными советом директоров Банка России планами финансового оздоровления. К сожалению, не все кредитные организации могут предъявить такие хорошие результаты. Из 30 последних санаций 10 закончились тем, что сами санаторы обанкротились или были санированы.
Как показала практика санирования банка "Северная казна", Балтийского банка и других кредитных организаций, механизм санации через АСВ достаточно эффективен при условии выбора надежного и ответственного банка-санатора. При этом чем честнее оценка дыры и бюджета санации (включая финансовый результат банка-санатора), тем выше шансы на успешное завершение проекта.
Справка:
Балтийский банк был основан в Петербурге в 1989 году как Ленинградский инновационно-коммерческий банк железнодорожного транспорта (Ленжелдорбанк). Позже организация сменила название и получила форму акционерного общества. Центробанк объявил о санации банка в августе 2014 года. Такое решение принималось с учетом его высокой социальной значимости и в связи с большим объемом застрахованных вкладов. Альфа-Банк победил в отборе и был привлечен к санации в качестве основного инвестора. Альфа-Банк предложил наиболее интересные финансовые условия по интеграции.
Санации Балтийского банка предшествовал затяжной корпоративный конфликт между его основными акционерами Олегом Шигаевым и Андреем Исаевым. Как сообщал "ДП", Шигаев отвечал за управление операционной деятельностью банка, а Исаев — за управление объектами недвижимости бизнесменов. В 2013 году конфликт перешел в судебную плоскость. Партнеры начали забрасывать друг друга исками, обращаясь с жалобами в Банк России, налоговую службу, МЧС и другие органы.
В 2008 году Альфа-Банк начал заниматься финансовым оздоровлением другого крупного банка — "Северная казна", которое в 2011 году было успешно завершено.