Отечественный рынок игровой индустрии практически всегда остается не замеченным широкой публикой, хотя Россия является одним из лидеров по коммерческому производству игр. Эксперты отмечают, что наиболее развитое направление отечественного гейм-девелопмента — мобильные игры, которые уже стали довольно популярны по всему миру.
По оценке Mail.ru Group, сегмент мобильных игр в России ежегодно растет на 25% и является главным драйвером всей индустрии. При этом серьезную долю на рынке занимают игры для ПК и консолей (49%).
Выручка от игр в России составила $1,7 млрд в 2018 году, при этом объем всего рынка оценивается в 92,8 млрд рублей.
Мобильная доля
Гейм-индустрию в Россию во многом двигают также крупные компании. Например, Mail.ru Group не раз проявляла интерес к разработчикам игр разных жанров. Так, в 2016 году компания приобрела разработчика мобильных игр Pixonic и создателя игры Need For Speed британскую компанию Slightly Mad Studios, а в 2018 году Mail.ru Group купила контрольный пакет акций разработчика мобильных игр Bit.Games.
"Мы оцениваем объем российского рынка игр в 92,8 млрд рублей. В России, безусловно, есть талантливые программисты, гейм-дизайнеры, художники, которые способны создавать проекты мирового масштаба. Наша страна считается одной из самых перспективных с точки зрения игровой разработки. Игры наших студий можно встретить в топах рейтингов Apple Store и Google Play. Кроме того, российские команды создают качественные проекты для ПК и консолей", — рассказала директор по маркетингу и рекламе игровых проектов MY.GAMES в компании Елена Григорян.
Основные направления, по которым работает вся мировая индустрия, — мобильные игры, браузерные игры, игры для ПК и консолей. Во всех этих сегментах в той или иной степени присутствуют свои игроки, но все же за рубежом российские разработчики известны благодаря мобильным играм.
Так, например, градостроительный фермерский симулятор Township от российского разработчика Playrix находится в топах магазинов приложений США и среди самых популярных казуальных игр (игры для широкой аудитории) в России.
"Сегмент мобильных игр при ежегодных темпах роста более чем на 25%, наверное, до сих пор остается самым главным драйвером роста в игровой индустрии. На мобильные игры в 2018 году было потрачено 70,3 млрд долларов, что составляет 51% выручки всей индустрии. Мобильные телефоны сделали игры более доступными — в них начала играть как очень молодая, так и довольно взрослая аудитория", — добавила Григорян.
При этом она отметила, что сегменты игр для ПК и консолей также развиваются и из года в год все еще занимают серьезную долю 49% на рынке.
Аудитория мобильных игр и аудитория ПК и консолей довольно сильно отличаются друг от друга. Это касается и жанровых предпочтений, и степени вовлеченности в процесс, и требований к графике проекта, и многого другого. Правда, со временем эти различия становятся все более незаметными, так как мощные технические характеристики современных мобильных устройств позволяют запускать самые последние игровые новинки, с графикой и геймплеем, которые раньше были доступны только пользователям PC-платформы.
С мнением Елены Григорян согласен директор компании Toggle games LLC Андрей Битюцкий: "На мой взгляд, у нас хорошо развито направление мобильных игр. В России очень много именитых компаний, которые занимаются разработкой именно мобильных игр. Playrix, PlayKot, Herocraft, ZeptoLab — мировые имена, которые первыми всплывают в голове, но это далеко не все", — отметил он.
Аналитическая компания Newzoo, которая специализируется на изучении рынка игр и IT-индустрии, поместила Россию на 11 место в топе стран по объему выручки от игр в 2018 году. По подсчетам аналитиков, суммарная выручка за игры в России составила $1,7 млрд.
"На мой взгляд, это весьма неплохо для индустрии в целом при нашем текущем ВВП на душу населения. Нас опережают только исконные лидеры и страны Европы с высоким уровнем жизни", — считает Битюцкий.
По данным Newzoo, больше половины (51,8%) глобальной выручки от игр сосредоточилось в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который заработал на сегменте $71,4 млрд — из них $37,9 млрд ожидаемо пришлись на Китай.
За Китаем следуют также традиционные лидеры в игровой индустрии США c суммарной выручкой $30,4 млрд, Япония ($19,2 млрд) и со значительным отставанием Южная Корея ($5,6 млрд).
Немало популярных студий разработки находится и в Петербурге.
"Например, в составе MY.GAMES есть Studio Nord, авторы мобильного хита Hustle Castle, в который играют более 48 миллионов игроков по всему миру. Кроме того, в портфеле нашего инвестиционного направления также есть две студии из Санкт-Петербурга: InGame, создавшие игру Zero City и Zillion Whales, авторы игры Mushroom Wars", — добавила Елена Григорян.
Без своего Голливуда
Пожалуй, наиболее известные продукты гейм-девелопмента — высокобюджетные ААА-игры (так называемые триплей-игры). Сегмент ААА в индустрии можно сравнить с дорогим голливудским кино, потому что для создания подобных проектов нужен немалый бюджет и большая команда разработчиков, дизайнеров, сценаристов.
Андрей Битюцкий объясняет, что с ААА-играми в России как-то не сложилось изначально: "Раньше геймдев в России не воспринимался как способ заработка денег, а продвигался лишь энтузиастами. В основном из-за отсутствия понятия "авторское право" у наших соотечественников. Никто не хотел платить за игры, все их скачивали бесплатно. Игровым компаниям было сложно развиваться в таких условиях".
Все поменялось только с приходом централизованных международных магазинов приложений app store и google play, это буквально развязало руки талантливым игровым компаниям. Соответственно, и весь вектор усилий был направлен именно в мобильное направление. Мобильное направление сумело быстро развернуться и стало переманивать на себя всех доступных специалистов.
"Как следствие, сложилась ситуация, напоминающая замкнутый круг: мы не умеем создавать ААА-проекты, так как не зарабатываем на ААА-проектах, и не умеем зарабатывать на ААА-проектах, так как не создаем ААА-проекты, — продолжил разработчик. — А пробовать что-то создать с нуля в этом направлении требует огромных финансовых затрат, которые могут и не окупиться. Зачем рисковать, когда есть отточенный путь мобильного геймдева?"
При этом существует яркий пример того, как страна, в которой игровая индустрия находилась в зачаточном состоянии, за несколько лет стала гигантом рынка. Польша в среде многих фанатов игр знаменита прежде всего студией CD Project Red, создавшей серию игр "Ведьмак", а также одну из самых ожидаемых премьер этого года Cyberpunk 2077. В Польше существуют налоговые преференции для игровых студий, а с 2016 года был запущен фонд поддержки экспериментальных игровых проектов на сумму $20 млн.
"Разработка AAA-игры – это всегда очень рискованный и дорогостоящий процесс. На этапе, когда игры еще нет, уже необходимо как-то понять ее реальные перспективы. При этом, как я уже говорила, некоторые стадии разработки несут высокие риски, а успех продукта становится понятен по мере реализации проекта. Игровой рынок по аналогии с киноиндустрией всегда очень зависит от хитов, и в этом, наверное, кроется главный азарт всех разработчиков игр – желание создать настоящий игровой "блокбастер" и сорвать банк", — считает Елена Григорян.
Два года назад в MY.GAMES создали специальное инвестиционное подразделение MRGV – Mail.Ru Games Ventures. Основная задача этого подразделения — поддержка игровыми разработчиками других игровых разработчиков. По словам Елены Григорян, подобного проекта на российском рынке пока ни у кого нет.
"При этом мы помогаем студиям не только инвестициями, но также оказываем маркетинговую и операционную поддержку. В нашей компании существуют отлаженные процессы и стандарты тестирования игр, которые помогают нам лучше прогнозировать успех того или иного продукта и минимизировать риски", — отметила эксперт.
Сейчас в портфолио инвестиционного подразделения в основном разработчики мобильных игр, но в MRGV рассматриваются в том числе и проекты для ПК и консолей. Например, совсем недавно, летом этого года, в компании объявили, что готовы полностью профинансировать создание новой студии под идею ААА-шутера для консолей.
"Принять участие в проекте могут как уже существующие команды, так и разработчики, у которых просто есть концепция ААА-шутера, но недостаточно ресурсов для ее реализации. Единственным условием является наличие минимум 5 лет опыта работы с ААА-проектами, желательно аналогичного жанра. Сейчас идет активный сбор заявок от команд и студий. До конца года мы планируем выбрать победителя", — поделились в MY.GAMES.
Бюджет разрабатываемой игры — это всегда индивидуальная история, добавляет Елена Григорян. Все зависит от жанра, платформы и от сложности игрового проекта в целом. На разработку мобильной игры требуется примерно год и команда минимум из 25 человек. Если говорить про игры для PC или консолей, здесь срок разработки может быть существенно больше – 2-4 года. Но даже после выхода продукта на рынок работа над ним не заканчивается, игре требуется операционная и маркетинговая поддержка. В игру приходят геймеры со своими предпочтениями и интересами, которые также влияют на дальнейший процесс развития и эволюции.
"На сегодняшний день в составе MY.GAMES 13 уникальных студий разработки, а в портфеле инвестиционного направления – 18. Наша компания создает игры для ПК, консолей и мобильных устройств. MY.GAMES оперирует более 60 игровыми проектами, а всего в портфолио насчитывается более 150 игр. Всего в играх MY.GAMES зарегистрировано более 540 миллионов человек по всему миру", — рассказала Елена Григорян.