Зеленые технологии не теряют популярности у девелоперов. По оценкам экспертов, они увеличивают капитализацию объектов примерно на 10–20%.
Доля жилых комплексов, которые возводятся с применением зеленых технологий, не превышает 5% от общего числа строящихся зданий. "Чаще всего это проекты более высоких ценовых категорий — бизнес–класс и выше, где покупатели могут оценить предложенные экорешения и готовы доплатить за них. Экологичный подход к девелопменту характерен для зарубежных компаний — во многих западных странах контроль за чистотой строительства ведется на правительственном уровне. На петербургском рынке зеленые технологии использует лишь малая часть застройщиков", — рассказывает Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест".
В масс–маркете класс энергоэффективности не оказывает влияния на выбор новостройки покупателем. В первую очередь его интересуют такие критерии, как цена и площадь квартиры, качество планировочных решений, обеспеченность инфраструктурой, транспортная доступность и, конечно, надежность застройщика. "Очень немногие клиенты готовы переплачивать за квартиру, рассчитывая в дальнейшем сэкономить на коммунальных платежах", — говорит Ян Фельдман. "В связи с низкой стоимостью энергоресурсов в России энергоэффективные технологии населением востребованы слабо. Внедряются прежде всего решения, позволяющие серьезно сократить расходы на коммунальные платежи, в частности на отопление. К таким технологиям относится установка радиаторов с терморегуляторами и индивидуальными тепловыми счетчиками", — добавляет Николай Урусов, генеральный директор ГК "Красная стрела".
Эксперты считают, что только в дорогостоящих квартирах вложения в зеленые технологии позволят добавить ценности проекту. "Речь не о моде, а о сути зеленых технологий, которые влияют на итоговое качество жизни. Такие проекты предусматривают дорогостоящие инженерные системы, позволяющие настраивать индивидуальный микроклимат в каждом помещении, повышенную звукоизоляцию, в долгосрочной перспективе позволяют более экономично расходовать энергоресурсы. Кроме того, дома, возведенные в соответствии с зелеными технологиями, более долговечны", — объясняет Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands development. Как говорят участники рынка, кризис приостановил эксперименты в области необычной архитектуры, наступил период экономии ресурсов. "Инновации сегодня концентрируются не на форме объектов, а на особенностях их функционирования. Новая парадигма строительства такова: современные дома должны расходовать кардинально меньше энергии и воды, не вредить здоровью человека и по возможности сами вырабатывать энергию. Правда, в этом направлении Россия еще на начальном пути и сильно отстает от Европы. Тем не менее еще на этапе проектирования жилых комплексов мы продумываем все элементы строительства", — говорит Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена".
В Скандинавских странах экосертификация повсеместна и обязательна. Энергоэффективность закреплена как часть девелопмента на законодательном уровне.
"Столь жестких требований в России нет. Здесь сертификация является дополнительным конкурентным преимуществом застройщика при продаже жилья. Но запрос на экологичность, энергосбережение и экономию ресурсов у российского потребителя уже сформирован", — объясняет Александр Свинолобов, заместитель генерального директора компании "Бонава Санкт–Петербург".
Сама компания внедряет системы рекуперации только в жилье верхних ценовых сегментов.
С ним согласна и Ольга Ульянова, директор департамента маркетинга и рекламы ГК "Полис Групп": "Вопросы экологического сознания у нас не столь актуальны, как в Швеции, но тем не менее экологичность — это все еще продающий фактор. Раздельный сбор мусора, дерево в оформлении дворовых территорий, экономия природных ресурсов — актуальные моменты, которые все чаще встречаются у застройщиков. Пока внедрение стандартов green development требует определенных финансовых затрат и может быть оправдано лишь в проектах выше класса комфорт, но в будущем ожидаем, что эти стандарты смогут применяться в масс–маркете".
На объекты, построенные по зеленым стандартам, растет спрос со стороны покупателей и арендаторов, полагает Максим Шугаев, заместитель главного инженера проекта компании "Метрополис". "Они, в свою очередь, обращают все большее внимание на размещение объекта с точки зрения экологии, а также энергоэффективности самого здания.
В сегменте коммерческой недвижимости наибольший интерес к таким зданиям проявляют международные организации.
Дополнительные инвестиции на этапах проектирования и строительства позволяют в дальнейшем при эксплуатации зданий значительно сократить потребление электроэнергии (25%), воды (40%), уменьшить количество твердых бытовых отходов (70%) и прочее", — подсчитал он.
По подсчетам компании "Метрополис", сертификация объектов недвижимости способствует увеличению их капитализации примерно на 10 –20% в зависимости от местоположения, типа и класса.
“
Сегодня зеленое строительство педалируется со стороны девелоперов и в большей степени является маркетинговым триггером для насыщения концепции проекта. Покупатели пока не оценили все его плюсы и минусы. Для продвижения зеленых технологий на рынке необходима эволюция сознания потребителя. Вряд ли какие–то внешние истории способны эту ситуацию переломить. Это естественный путь развития менталитета, и лет через пять, возможно, мы задумаемся о такой необходимости.
Елизавета Конвей
директор департамента жилой недвижимости Colliers International
“
Принципы зеленого строительства популярны. Уже не первый год доминирует экостиль не только в дизайне, но и при возведении жилых зданий. Есть застройщики, которые уже реализовали подобные проекты. Такой формат недвижимости востребован и у покупателей. В нашей компании опыта green development не было, но холдинг AAG уделяет большое внимание качеству материалов, а также использует высокий класс энергоэффективности (B+ и A) для того, чтобы повысить качество зданий и комфорт их внутренней среды.
Анастасия Иващенко
управляющий по строительным проектам инвестиционно–строительного холдинга AAG