Если раньше высота учебных заведений составляла три–четыре этажа, то теперь можно строить до пяти этажей. Утвержденные Минстроем РФ изменения в свод правил строительства общественных зданий и сооружений вступят в силу досрочно с 18 марта 2020 года. Они содержат и другие послабления: спортзалы можно будет строить на третьем этаже, а учебные помещения 7–11 классов — на четвертом и пятом. Разрешено размещение учебных помещений без ориентации на стороны света. Также местным властям разрешат провести переустройство старых зданий в сторону увеличения этажности (до пяти этажей включительно).
Друг за другом
Ряд школ в Петербурге располагаются в зданиях старинных гимназий, поэтому школьное здание выше трех этажей — это для города не новшество. Однако Надежда Калашникова, директор по развитию компании "Л1", уверена, что СНИПы и ГОСТы для школьных и дошкольных учреждений сильно устарели и подход к их строительству и проектированию пора менять.
Так, нововведение позволит застройщикам и властям сэкономить на строительстве учреждений и средства, и землю. Особенно актуально это для реализации проектов комплексного освоения, где социнфраструктура часто возводится за счет девелоперов. По предварительным оценкам, экономия может составить 10–15%. За счет уменьшения отведенных под инфраструктуру земельных участков можно будет повысить рентабельность проекта.
Дмитрий Калинин, директор проекта "Северная долина", отмечает среди возможных преимуществ данного предложения снижение себестоимости строительства объектов: "Для учеников повышение этажности может быть не очень удобно. Могут потребоваться новые лифты, что, наоборот, приведет к дополнительным расходам на строительство и обслуживание. Важно, чтобы в результате нововведений на какое–то время не снизились темпы развития инфраструктуры, если уже готовые к реализации объекты уйдут в перепроектирование".
"С учетом высокой стоимости земли в Петербурге и по причине недостатка земельных участков, где можно размещать госучреждения, новые правила в части высотности и вместительности будут способствовать решению проблемы нехватки мест в образовательных учреждениях нашего города", — говорит Мария Черная, генеральный директор ООО "Бонава Санкт–Петербург". "Многоэтажные школы являются логичным решением проблемы. В советское время такая задача иногда решалась строительством нескольких школ рядом. Например, на Трамвайном проспекте стоят три школы друг за другом", — рассказывает Сергей Мохнарь, руководитель департамента развития ГК "ПСК".
Разгрузить график
Андрей Паньков, директор по строительству компании "Строительный трест", считает, что для компаний, которые реализуют масштабные жилищные проекты, проектирование многоэтажных школ позволит более рационально решать вопросы обеспеченности социальными объектами. "При этом необходимо скрупулезно подойти к созданию законодательных и нормативных документов, касающихся безопасности будущих учеников. Этот вопрос необходимо проработать в первую очередь, еще до момента вступления в силу закона, разрешающего строить более вместительные и многоэтажные школы", — уверен эксперт.
"Повышение допустимой высоты образовательных учреждений позволит увеличить количество учащихся, больше детей смогут посещать школу рядом с домом — им не придется ездить в другие районы. Можно будет разгрузить график так, чтобы дети учились только в одну смену, реализовать более комфортную для развития школьников разных возрастов среду, включающую бассейны, спортзалы, мастерские, творческие и IT–студии, музыкальные классы. Главное, чтобы были обеспечены комфорт и безопасность школьников, а это возможно и в трехэтажных, и в пятиэтажных школах. При повышении этажности повышаются и требования к пожарной безопасности", — рассуждает Надежда Виролайнен, главный архитектор ГК "КВС".
"Единый стандарт для школ был продиктован соображениями пожарной безопасности. Может быть, это когда–то было важно для сельской местности. В городах и при нынешней системе обеспечения безопасности это не актуально. С другой стороны, если есть ребята с ограниченными возможностями, для них что три этажа, что пять — большой разницы нет, если не будет решен вопрос с доступностью среды. Хотя я не думаю, что город таким образом решит проблему нехватки мест в образовательных учреждениях", — спорит с коллегами Сергей Бобашев, руководитель проекта LifeDeluxe.ru.
За чей счет
Еще один вопрос, на который пока нет ответа, — за чей счет будет реализовываться эта программа? "Очень хочется верить, что не за счет застройщиков, которые и без того переживают сегодня не лучшие времена. Здесь также важно понимать, что дополнительная социальная нагрузка на строительные компании моментально приведет к увеличению стоимости квадратного метра и для конечного потребителя", — говорит Виталий Виноградов, директор по маркетингу и продажам ГК "Лидер Групп".
В 2018 году застройщики построили за счет внебюджетных средств и ввели в эксплуатацию 23 объекта социнфраструктуры, в числе которых две школы на 1675 мест и 18 детских садов почти на 2450 мест. В этом году в планах четыре школы на 3 тыс. мест суммарно и 15 детских садов.
"Минстрой признал экономически эффективной проектную документацию для школы на 600 мест, построенной нами в Кудрово. Проект на федеральном уровне признан типовым, а документация рекомендована для повторного использования", — делится Игорь Влащенко, генеральный директор ООО "Сэтл Строй".
"Определяя количество мест в соцобъектах, мы исходим из проекта планировки территории и нормативных нагрузок на объекты строительства", — объясняет Евгений Барановский, заместитель председателя комитета по строительству.
Сейчас в среднем на 1 тыс. жителей, по расчетам Комстроя, нужно 60 мест в детских садах и 120 — в школах. "В Петербурге дефицит социальной инфраструктуры составляет 36 тыс. мест в детских садах и 27 тыс. мест в школах. Задача стоит этот тренд переломить и начать сокращать его к 2021 году, а к 2024 году — полностью ликвидировать. Решение Минстроя позволит снизить для строителей это бремя и ускорить сроки строительства соцобъектов", — уверен вице–губернатор Петербурга Николай Линченко.