В 2018 году в городе на Неве работали 64 точки торговой сети Watsons, сейчас их на десяток меньше. Недавно закрытый магазин на Петроградской стороне вытеснил "ВкусВилл".
В середине 2018 года Watsons начала проводить ребрендинг всей сети, которая ранее работала под брендом "Спектр". Тогда заявлялось, что до конца 2018–го в Петербурге и Ленобласти откроются 70 магазинов Watsons, 64 из которых составят бывшие "Спектры". Но, похоже, этим планам пока не суждено сбыться.
Директор по развитию группы компаний RENTA Марина Пузанова в разговоре с "ДП" напомнила, что Watsons — это гонконгская компания, которая начала экспансию на российский рынок весной 2018 года, купив петербургскую сеть косметики и бытовой химии "Спектр". "Возможно, одной из причин закрытия некоторых магазинов стала недооценка покупательной способности населения Северной столицы, которая традиционно ниже, чем в Москве. Многие иностранные компании стараются сначала запускать магазины в столице, набраться там сил и опыта, а уже потом отправляться в регионы", — говорит эксперт.
В пресс–службе Watsons отметили, что ротация торговых точек происходит с учетом отзывов покупателей о местоположении магазинов. "Мы регулярно пересматриваем наш "портфель" магазинов. Сохраняя уверенность на местном рынке, в 2020 году мы продолжим придерживаться стратегии развития магазинов, отвечающих потребностям клиентов и тенденциям рынка, в том числе за счет открытия новых торговых точек в Петербурге", — пояснили в компании.
Пузанова же отмечает, что Watsons изначально выбрала неправильную стратегию. "Покупка петербургской сети не стала для азиатской компании гарантией успеха. Локации, в которых располагались магазины "Спектр", были ориентированы на консервативного покупателя, в то время как Watsons позиционирует себя как современного ретейлера для молодого поколения", — заключила она.
Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко подтверждает, что сеть сейчас активно оптимизирует точки в стрит–ретейле, сосредоточившись на открытиях в торговых центрах. "Бренд "Спектр" вряд ли мог претендовать на места в качественных ТЦ, а Watsons вполне может быть для них интересен. Возможно, они хотят повторить опыт "Подружки", которая довольно хорошо чувствует себя в торговых центрах", — считает она. Открытие новых площадок только в формате ТЦ — не всегда хорошо, уже есть примеры сетей, которые, приняв решение об уходе из стрит–ретейла, позже уже не могли вернуться на те же позиции, резюмирует эксперт.
По данным СПАРК, Watsons (ООО "Спектр Групп") при выручке 1,4 млрд рублей имеет отрицательную чистую прибыль — 258,8 млн рублей. Аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев отмечает, что если у компании при такой большой выручке солидный убыток, то понятно, то нужно предпринимать какие–то действия по исправлению этой ситуации. "Бизнес нужно либо закрывать, либо замораживать, либо сокращать число магазинов. Чем больше точек работает в убыток, тем быстрее владелец бизнеса разорится", — считает аналитик. Вполне возможно, сеть будет продана кому–то из крупных игроков, резюмирует Коренев.