По данным специализированного ресурса franshiza.ru, в 2018 году количество заявок из Северной столицы на покупку готовых бизнес–моделей выросло на 32%, а в 2019 году этот показатель увеличился уже на 73%.
Аналитики franshiza.ru следят за динамикой спроса на франшизы в Санкт–Петербурге с 2010 года. По их наблюдениям, интерес к такой форме бизнеса у городских бизнесменов втрое ниже, чем у москвичей, но в 1,5 раза выше, чем у ближайшего конкурента в рейтинге регионов — лидеров франчайзинга — Краснодарского края.
Эксперты ресурса также отметили, что город на Неве богат собственными франчайзерами — их доля составляет 9% от всего российского рынка.
Упрощенный вход
По данным "Авито", в 2019 году петербуржцы в основном интересовались франшизами в сфере услуг, общественного питания и торговли.
"Это объясняется низким порогом входа, большим объемом предложений и относительной простотой ведения дела. Чтобы открыть магазин или запустить бизнес в сфере обслуживания, например салон красоты или ремонтную мастерскую, предпринимателю не требуется обладать тем объемом знаний, который необходим для успешной работы в промышленности или сельском хозяйстве. К тому же бизнес в сфере услуг и торговли быстрее выходит на окупаемость", — пишут авторы исследования.
Число предложений франшиз в сфере услуг в 2019 году в целом по РФ выросло на 10%, а в Петербурге — на 31%. Количество предложений в торговле по стране увеличилось на 49%, а в городе на Неве — на чуть меньшую величину.
Число объявлений по продаже франшиз заведений общепита на всероссийском рынке уменьшилось на 16%, а на петербургском, наоборот, выросло на 20%. Примечательно, что и общее число предложений о продаже франшиз за 2019 год в городе выросло на 38%, тогда как в целом по стране — лишь на 18%.
Количество предложений растет, и поэтому цена на франшизы падает. В целом по стране они стали дешевле на 12%. В Северной столице самые недорогие предложения представлены в сегменте онлайн–розницы, в прошлом году цены на такие бизнес–проекты упали на целых 62%.
"Стремительно дешевеющие интернет–магазины — признак насыщенности рынка. Создавать их становится проще, а эффективно монетизировать — сложнее. Наличие большого количества конкурентов, и прежде всего серьезных игроков в лице крупнейших маркетплейсов, аккумулирующих у себя все больше трафика, делает этот бизнес менее привлекательным", — сообщили "ДП" в "Авито".
По данным franshiza.ru, лидером по числу предпочтений среди предпринимателей Петербурга тоже является сфера услуг — ее доля составляет 45%. Эксперты отмечают, что в основном это бизнес–модели, связанные с детским образованием и индустрией развлечений. "Можно выделить еще одну особенность петербургского спроса: городские предприниматели ориентированы на интерьерные, ветеринарные услуги, киберклубы и событийные франшизы", — говорит руководитель каталога franshiza.ru Анна Рождественская.
По данным компании, популярными стали франшизы непродовольственной розницы — их доля достигла 21%, а также супермаркеты и специализированные продуктовые магазины. А вот франшизы заведений общественного питания, согласно данным franshiza.ru, у инвесторов Петербурга пользуются не таким успехом, как в других регионах, их доля составляет только 22%. "Такая ситуация объясняется тем, что рынок города на Неве отличается от общероссийского, здесь популярны несколько иные концепции и форматы общепита, которые проще запустить с нуля, чем найти что–то необходимое по франшизе. В этом сегменте как раз большая доля заведений открывается собственными силами, это небольшие концептуальные заведения", — добавляет Рождественская.
Не получилось — тиражируй
Опрошенные "ДП" франчайзеры отмечают, что на рынке за последние пару лет появилось много сомнительных предложений, среди недобросовестных предпринимателей формируется тенденция создавать бизнес для того, чтобы потом заработать на продаже франшиз.
Управляющий партнер компании "Альтера Инвест", председатель комитета по франчайзингу местного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Мария Кузнецова рассказала "ДП", что спрос на франшизы растет, но вместе с ним увеличивается и количество нечестных партнерских предложений. Их доля, по ее оценке, превышает 50% рынка. "Многие думают, что если их бизнес не пошел, то они смогут заработать на франшизе. Поэтому на рынке сейчас много странных партнерских предложений. Если же, говоря о франшизе, иметь в виду договоры о коммерческой концессии, регистрации интеллектуальной собственности, ноу–хау, то таких предложений мало", — заключает она.
По экспертным оценкам, до 65% продающихся франшиз требует доработки. Анна Рождественская делит сомнительные предложения на две категории: к одной относятся молодые и сырые франшизы — их владельцы запустили проект слишком рано и имеют не до конца стандартизированные формы, ко второй она относит те франшизы, которые изначально нацелены на привлечение партнеров и получение от них первоначальных платежей — в таких проектах отсутствует какая–либо поддержка создателей бизнеса.
Законом не предусмотрено
Вместе с рынком франчайзинга стремительно растет и число конфликтных ситуаций, многие из которых решаются в суде. Так, в 2019 году региональные франчайзинговые партнеры Domino’s Pizza пожаловались в головной офис на убыточность своих точек и в октябре обратились в суд. В компании "ДП" пояснили, что пока им не удалось уладить конфликт мирным путем. "Но мы уверены, что после тщательного изучения всех представленных сторонами доказательств суд сможет вынести законное и справедливое решение", — сказали в Domino’s Pizza.
Советник и адвокат юридической фирмы GRATA International St. Petersburg Алена Иванова говорит, что в конфликтных ситуациях необходимо рассматривать каждый неудачный случай приобретения франшизы отдельно: "Действительно ли бизнес прогорел из–за действий правообладателя, из–за неумелого ведения бизнеса франчайзи или из–за нежелания ждать, когда бизнес начнет приносить доход".
Некоторые эксперты считают, что для обманутых в сфере франчайзинга бизнесменов нужен особый механизм защиты.
Алена Иванова не видит в этом необходимости. "Гражданское законодательство устанавливает существенные условия договора франчайзинга, а также его отличительные особенности. То есть определение прав, обязанностей и ответственности сторон за неисполнение установленных обязательств возлагается на стороны договора, чем партнеры зачастую пренебрегают. Франчайзи могут использовать общегражданские механизмы защиты своих прав в случае их нарушения франчайзером", — говорит адвокат.
В Российской ассоциации франчайзинга также отмечают, что механизмы защиты пострадавших бизнесменов отражены в гражданском, административном и уголовном законодательстве, а также в судебной практике.
"В целом истории прогоревших на липовых франшизах бизнесменов можно сравнить с историями людей, потерявших свои средства в финансовых пирамидах", — говорят эксперты ассоциации. По их мнению, чтобы обезопасить предпринимателей, необходимо создать единый реестр сертифицированных франшиз.