Андреа Сканавино работает тренером по физподготовке в "Зените". Ему 47 лет, он давно в футболе и мог бы рассказать сегодня о нем много интересного, но в данном случае наша беседа пошла не о спорте. К сожалению, речь все о том же проклятом коронавирусе, который полностью перевернул жизнь Италии — родины Сканавино.
Вы и ваш коллега и соотечественник Иван Карминати (также тренер по физподготовке "Зенита". — Ред.) живете сейчас вдали от своих семей. Жена и дочь Ивана находятся в Парме, а сын — в Милане. Где сейчас ваши родные?
— Семья дома, в Турине. Семья — это жена Кристиана и два сына, Паоло и Франческо.
Сколько лет сыновьям?
— Соответственно 14 и 12.
Читайте также:
Коронавирус
Лимит исчерпан. Почему вирус победил Италию
Ваша Кристиана еще не сошла с ума оттого, что ей приходится сидеть одной взаперти с двумя пацанами такого веселого возраста?!
— Мы каждый день подолгу общаемся по видеосвязи. Я вижу, что ребята понимают, какая сейчас сложилась ситуация и как непросто их маме. Но они вообще у нас дисциплинированные, вот с этим нам точно повезло! Плюс один играет на пианино, а второй на кларнете, что сильно выручает в такой период. Практикуйся сколько угодно, а соседи вряд ли будут жаловаться: в условиях всеобщей изоляции только радуйся тому, что за стенкой кипит такая бурная жизнь (смеется). Нет, мои пацаны — молодцы. К тому же оба дистанционно участвуют в школьных занятиях, а младший увлекается еще и рисованием комиксов, так что он еще и этим занят по видеосвязи. Короче говоря, дел у ребят дома на этом карантине хватает. Хотя, конечно, всем хочется на улицу, тем более что в Италию давно пришла весна. Ребята иногда выходят во внутренний дворик, но не больше того. А что делать? Всем надо сейчас в Италии это перетерпеть!
Понятно, что в ваше отсутствие выходить на улицу каждый раз приходится только вашей супруге. Сильно переживаете за нее?
— Разумеется! Она у меня, конечно, и сама знает, как надо уберегаться, но в такой ситуации кто же даст полную гарантию сохранности здоровья?! Это поначалу в Италии над этим вирусом посмеивались, а теперь страна плачет от него горючими слезами. Коронавирус нанес по стране удар такой мощи, какого не было со времен Второй мировой войны. Самое страшное сейчас — это, конечно, огромные для мирного, казалось бы, времени человеческие потери. И в первую очередь среди пожилых людей! Но ведь и всей экономике нанесен дикий удар: многие лишатся в итоге работы. Это мне везет, что за спиной есть такой финансово стабильный клуб, как "Зенит". А что делать тем моим соотечественникам, которые получают куда более скромные деньги и живут от зарплаты до зарплаты? Что делать тем мелким и средним предпринимателям, для которых даже потеря недели — это уже серьезная травма, а тут речь идет о месяце, если не больше? Одним словом, это шок. Случилось то, о чем никто не мог и подумать.
У вас есть объяснение тому, почему Италия оказалась в нокдауне и несет такие потери? Причем не просто Италия, а именно север — самая благополучная и экономически важная часть страны, которая тянет за собой всех остальных?
— Тому есть как объективные, так и субъективные причины. И на этот вопрос можно отвечать до следующего утра… У меня есть свое понимание того, почему такая беда случилась с моей родной страной, но о каких–то вещах настолько больно говорить, что лучше я промолчу… Давайте ограничимся вот чем. В силу целого ряда своих национальных особенностей Италия оказалась совершенно не готова по всем параметрам к такой беде.
В Милане, где я сейчас нахожусь, нам рассказывают, что к концу этой недели ситуация может стабилизироваться. Но речь про отдельно взятую область — про Ломбардию…
— Дай–то бог! Недаром же в Италии пишут, что, как только удастся остановить эпидемию в Ломбардии, дальше будет легче всей стране. И с моральной точки зрения, и с многих других. Регион, где живет моя семья, называется Пьемонт. Там пока ситуация по сравнению с Ломбардией была менее тревожной с точки зрения цифр, но кто знает, как поведет себя этот проклятый вирус… Я читал, что губернатор Пьемонта бьет тревогу и предупреждает, что и наша область может быть поражена очень и очень серьезно. А у меня ведь недалеко от Турина живут родители, а также брат и сестра с семьями. Есть за кого переживать, одним словом! Хорошо хоть, они там все рядом живут, так что всегда друг друга быстро выручат и подстрахуют, но все равно тревожно.
До сих пор мы говорили исключительно про Италию, но вирус прочно стал уже глобальной проблемой. Что скажете про ситуацию в России?
— Я могу судить только со своей колокольни, у меня нет полной и объективной картины происходящего. Чемпионат России по футболу и другие соревнования приостановлены. Все игроки сейчас тренируются по разработанным тренерским штабом индивидуальным планам, чтобы поддерживать оптимальную физическую форму, находясь дома. Из–за этого я больше времени провожу в центре города, где я живу, и нельзя не отметить отсутствие туристов. В ресторанах и других подобных заведениях количество клиентов, похоже, упало до минимума, если верить пустующим столам, которые видны с улицы. Совершенно очевидно, что тень коронавируса витает над Петербургом. При этом я категорически отказываюсь верить в то, что здесь возможна трагическая ситуация, аналогичная сегодняшней итальянской. Верю, что Россия знает, как справиться с ней.
Отсюда, из Милана, у меня складывается грустное ощущение того, что борьба с этим вирусом — дело длинное и далеко не такое простое, как кому–то могло показаться изначально. А вы как думаете?
— Коронавирус на примере Италии показал, что с ним нельзя шутить, его нельзя недооценивать. Некоторые соседние страны поначалу иронизировали над нашей страной, а теперь сами угодили в ту же ловушку. Так что вещь это объективно неприятная и серьезная. Но я верю, что человеческий мозг сильнее любого вируса! Создадут вакцину от коронавируса, будет и эффективное лекарство против него. Когда? Вот этого сказать не могу, потому что не являюсь ни медиком, ни предсказателем. Но не завтра, к сожалению. Паниковать ни в коем случае нельзя, а вот прислушиваться к медикам нужно. Лучше перестраховаться, чем жить по принципу "это меня не касается"!
Георгий Кудинов обозреватель, специально для "ДП"