Выборгский судостроительный завод объяснил срыв заказов на строительство рыболовецких судов общемировым режимом изоляции. Часть работ должна была проводиться под руководством иностранных специалистов, которые пока не могут приехать в Россию. Основной заказчик признаёт проблему, но считает, что это не главное.
Одну из текущих проблем судостроительной отрасли публично озвучил на днях исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьёв. "На сегодняшний день там существуют серьёзные проблемы по строительству судов для гражданского, в первую очередь рыболовного, флота. Связано это с тем, что после начала эпидемии коронавируса — а проекты были норвежские — все норвежские специалисты уехали к себе на родину. Обратно возвращаться пока не торопятся, тем более и у нас границы закрыты. Идёт задержка по отдельным судам до года", — сказал он.
Это подтвердили на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ), который строит восемь морозильных траулеров для нескольких заказчиков. В основе этих судов действительно лежат норвежские проекты, адаптированные под российские требования. Кроме того, на судах устанавливается большое количество зарубежного оборудования.
"Важно отметить, что ситуация с запретами, связанными с коронавирусными ограничениями, коснулась не только норвежских специалистов, но в целом всех зарубежных специалистов и поставщиков, участвующих в проекте постройки рыбопромысловых судов. Ввиду того что на данный момент тяжело спрогнозировать окончание действия ограничений или сценарий развития пандемии как в РФ, так и в других странах, итоговое влияние на ход постройки рыбопромысловых судов возможно будет сформировать только после нормализации ситуации. Но очевидно, что определённое влияние на сроки постройки любых судов с участием зарубежных компаний данные ограничения, несомненно, наложат", — сообщили на ВСЗ.
Крупнейшим заказчиком траулеров на ВСЗ является АО "Архангельский траловый флот", которое входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК). Первые четыре судна строятся для него. Сумма контракта составила около $250 млн.
"Действительно, сейчас сдвигаются сроки по пусконаладке механизмов, потому что на пусконаладку должны приезжать представители производителя оборудования, — рассказал dp.ru исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов. — Соответственно, далеко не все, я бы сказал, почти никто из иностранных специалистов сейчас просто в силу ограничений не может приехать. Но это совершенно не основная причина. Это маленький неприятный бонус к общей ситуации".
Главной причиной задержек он считает неудовлетворительное финансовое состояние ВСЗ. Согласно бухгалтерской отчётности предприятия за 2019 год, его чистый убыток составил 1,7 млрд рублей. Убыточными были также 2018 и 2016 годы. А задолженность предприятия в прошлом году составила почти 25 млрд рублей.
Действительно, ВСЗ уже переносил сдачу головного траулера "Баренцево море" с лета 2019 года на лето 2020-го, когда никакой пандемии коронавируса ещё не было. При этом известно, что с трудностями при постройке аналогичных судов столкнулись и другие судостроительные предприятия. Об этом также начали говорить ещё в прошлом году.
Несколько лет назад в России заработала программа инвестиционных квот, в рамках которой рыболовецкие предприятия стали получать квоты на вылов при заказе новых судов на российских верфях. На данный момент они заказали 43 судна на общую сумму более 166 млрд рублей. Кроме ВСЗ, заказы приняли Адмиралтейские верфи, Северная верфь, "Пелла" и калининградский "Янтарь". На Адмиралтейских верфях заявили, что никаких задержек по строительству судов у них нет.
"Задержка в строительстве "рыбаков" сейчас есть практически у всех заводов, — возражают на Северной верфи. — Связано это с отсутствием в начале строительства готовой проектной и рабочей конструкторской документации, а также с ограниченными возможностями отечественных конструкторских бюро. В среднем необходимость доработки и согласования проектов на головных и первых серийных судах даёт задержку работ в 3–4 месяца. Если говорить о наших заказчиках, то они понимают эти объективные сложности, и мы совместно прорабатываем корректировку сроков строительства судов".
Северная верфь может также столкнуться с проблемой приезда иностранцев, если пандемия затянется. "Проблема приезда иностранных специалистов для нас пока не критична, так как мы заранее получили оборудование и сейчас его монтируем. Требующие присутствия представителей иностранных поставщиков шеф-монтаж и пусконаладочные работы начнутся через несколько месяцев, и мы надеемся, что к этому времени эпидемическая ситуация позволит восстановить свободное перемещение и открыть границы для производственных контактов", — сообщили на предприятии.
Остальные верфи не ответили на запросы dp.ru.
Сергей Несветов считает, что взыскание неустоек за задержку сдачи судов не имеет перспектив. "Программа устроена таким образом, что у нас просто нет возможности без отказа от строительства применить штрафные санкции к заводу. Если мы лишимся квот, то только в этом случае теоретически можно рассчитывать на какие-то штрафные санкции", — заявил исполнительный директор СЗРК.
На ВСЗ тоже считают, что избегут санкций. "На строящихся на ВСЗ судах часть ключевого оборудования поставляет заказчик, либо определённые поставщики выбраны как единственные решением заказчика — в основном это рыбоперерабатывающее оборудование норвежского производства, занимающее значительную часть судна и влияющее на все прочие его системы и корпусные конструкции. Поэтому предполагается, что итоговое влияние задержек, связанных с пандемией, будет обсуждено с заказчиком и урегулировано путём переговоров. Тут сложно представить иные варианты, так как обе стороны несут определённые обязательства в рамках судостроительных контрактов", — сообщили на предприятии.