Почти каждый банк в стране заявил об отмене или резком снижении комиссий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обслуживанию счетов. С одной стороны, это выглядит как протянутая рука помощи бизнесу, пострадавшему из–за нерабочих дней, с другой — как попытка сохранить тех немногих клиентов, что у них остались. Финансовые потери банков по неполученным комиссионным доходам могут превысить 20%, что по итогам года заметно скажется на размере прибыли.
После указания ЦБ РФ снизить комиссии до 1% для интернет–эквайринга (до начала пандемии тариф составлял 1,2–2,2%) ряд банков снизил комиссии и для офлайновых магазинов. Некоторые пошли дальше: отменили комиссии за обслуживание счета, денежные переводы и за некоторые дополнительные услуги. Как сообщили в Газпромбанке, на 3 месяца для новых клиентов отменена плата по направлению ВЭД, в Точка–банке — за проверку контрагентов по комплаенс.
"Мы запустили бессрочное спецпредложение — открытие и ведение счета за 1 рубль в месяц, введение акций не оказывает значительного влияния на величину комиссионного дохода, — говорит Александр Конышков, управляющий филиалом СМП Банка в Петербурге. — Все банки столкнулись со снижением комиссионного дохода из–за сокращения объема партнерских продаж в рознице и сегменте МСБ в связи с уменьшением потока клиентов".
По словам Кирилла Тихонова, вице–президента, директора дирекции продуктов и технологий ПСБ, банк отменил комиссии за открытие счета для новых клиентов и для действующих из отраслей, наиболее пострадавших в период пандемии: отменена комиссия в апреле и мае и возмещена за март.
Как отметили в пресс–службе Локо–банка, был разработан антикризисный тариф для ИП с бесплатной онлайн–регистрацией, бухгалтерией и счетом, для новых клиентов предоставляется 12 месяцев бесплатного обслуживания по РКО. "За время акции с различными бонусами для ИП доля клиентов, выбравших данный тариф, выросла практически вдвое, с 8,6 до 15,5%, вместе с тем снижение по комиссионному доходу составило около 20%", — подчеркнули в банке.
"Мы отменили ряд штрафных санкций, например за несвоевременную оплату сейфовых ячеек, так как клиенты не могли добраться до банка", — говорит Алексей Балашов, начальник управления обслуживания и привлечения клиентов филиала Ланта–банка. Банк также ввел тарифы с бесплатным обслуживанием и стал начислять проценты на остаток по счету, что, с точки зрения кредитной организации, позволяет частично компенсировать издержки бизнеса за счет денег банка. "Отмена платы и введение льготных тарифов — это инвестиции в будущие отношения с клиентами, поэтому данные потери не страшны", — резюмировал банкир.
"Мы перестали брать комиссии за самоинкассацию и за терминалы, по которым не выполняются требования по минимальным оборотам для предприятий, чья сфера деятельности не вошла в список жизненно важных для работы в текущих условиях, — поясняет Александр Казанский, директор дивизиона “Центр” УБРиР в Петербурге. — Все эти меры не могли не привести к сокращению комиссионных доходов, восполнить которые из других источников в настоящее время невозможно".
По оценке эксперта, потери были бы еще большими, если бы банки не реагировали на изменившиеся рыночные условия и не пошли навстречу клиентам, которых они бы потеряли без шансов вернуть после нормализации обстановки. "Ограничения коснулись всех отраслей бизнеса, и нас в том числе, — говорит Александр Казанский. — Как и другим организациям, нам остается только пережить это время".
Публично оценить объем недополученных доходов банки не спешат. Не согласны они и назвать объем собственных расходов, которые понесли в марте–апреле для сохранения лояльности юрлиц на обслуживании. По оценке "ДП", расходы Ланта–банка, например, если он выплатит заявленный процентный доход на остаток по всем счетам юрлиц по итогам апреля, могут достигнуть 300 млн рублей, Энергомашбанка — 75 млн рублей.
"Особого желания помогать клиентам пока не замечается, — считает Геннадий Николаев, эксперт Академии управления финансами и инвестициями. — Все внимание банков сосредоточено на выдаче беспроцентных кредитов, а времени на прочие активности уже не остается. Например, они не горят желанием внедрять дистанционное открытие счетов, несмотря на то что ЦБ РФ предоставил подобную возможность уже более месяца назад". По его мнению, банки теряют прибыль из–за кредитных каникул и реструктуризаций. "Горизонт планирования снизился до 2–3 месяцев, что в случае с банками невероятно маленький срок. Главная задача банков сейчас — выжить, не усложняя жизнь своим клиентам. И с этой задачей они пока прекрасно справляются", — отметил эксперт.
“
В нашем случае речь не об изменениях тарифной сетки, а о предоставленных скидках. Мы недополучили примерно 50 млн рублей. Сейчас мы снижаем собственные расходы: например, на аренде офисов. Пытаемся из сэкономленного закрыть выпадающие доходы. Но это более длительный процесс, чем прощение комиссий. Комиссии нужно было отменять здесь и сейчас, а работать над сокращением своих издержек нужно более вдумчиво. Если бы мы не предложили снижение тарифов, то, возможно, новых счетов было бы меньше. И тарифы мы снижали не ради привлечения новых клиентов, а для поддержки существующих.
Татьяна Устюжанина
Финансовый директор банка для предпринимателей м предприятий "Точка"
“
С началом периода нерабочих дней и вынужденных каникул для бизнеса, когда многие предприниматели столкнулись с простоем в работе, мы рассматривали несколько вариантов антикризисных программ. Анализировали, какие акции предлагают коллеги, некоторые из них нам показались слишком сложными, какие–то — неинтересными. Нам хотелось поддержать сложившуюся клиентскую базу. И мы решили, что при временном отсутствии основной деятельности справедливым будет дать клиентам заработать на размещении остатков на счетах. Также мы продлили акции по РКО и по торговому эквайрингу. По условиям последней для предприятий общественного питания, открытия которых мы с нетерпением ждем, зафиксирована пониженная ставка.
Татьяна Бойкова
Заместитель генерального директора — председателя правления Энергомашбанка