Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова сегодня, 19 мая, представила на градостроительном совете Петербурга проект реконструкции вестибюля и фасада станции метро "Политехническая". По задумке авторов, над станцией метро надстроят пятиэтажный многофункциональный комплекс, в котором расположатся офисные помещения, торговые ряды, механизированная парковка и фуд-корт.
В большинстве своём члены Градсовета положительно оценили проект, отметив, что авторы смогли включить в здание все решения для торговли и транспорта, сохранив при этом отсылки к внешнему стилю 1970-х годов. Однако некоторые выступили резко против полного сноса оригинального павильона станции метро и возведения на его месте большого торгового центра. По их мнению, проект может стать прецедентом для уничтожения архитектурного наследия Петербурга 1960–1970-х годов, к которому в том числе они относят и "Политехническую".
Проект будет реализован на деньги инвестора, заказчиком проекта выступает ООО "Триумф Плюс". По примерным оценкам, реконструкция станции и строительство объекта могут обойтись в 600 млн рублей со сроком окупаемости 3–5 лет.
10 в 1
Это уже не первая попытка реконструировать "Политехническую", отметил сооснователь Архитектурной мастерской Рейнберга и Шарова Андрей Шаров. Вестибюль станции, по его словам, давно нуждается в ремонте, и кроме того, в 2007 году уже предпринимались попытки достроить торговые ряды к "Политехнической", но проект был заморожен.
Согласно проекту, который архитектор представил Градсовету, в пятиэтажном комплексе, который появится на месте прежнего павильона, будут располагаться не только торговые площади, но и офисные помещения, общепит, механизированная автостоянка. Также предусмотрены автостоянка у входа в метрополитен и подземный паркинг.
Основные арендные торговые площади расположатся на втором и третьем этажах здания, весь четвёртый этаж будет занимать фуд-корт, а на пятом этаже будут офисные помещения. Объём торговых площадей на первом этаже будет небольшим, и наибольшую часть там займёт сама станция метро вместе с рабочими помещениями петербургского метрополитена.
"Здание будет высотой в пять этажей, что соответствует нормам землепользования и застройки, и кроме того, оно впишется в общий ансамбль Политехнического университета и церкви Покрова Пресвятой Богородицы", — рассказал Шаров.
В ходе заседания архитектор также пояснил, что механизированная парковка будет рассчитана в основном на сотрудников, которые будут работать в офисах на верхних этажах. Для обычных посетителей торговых рядов будет доступен подземный паркинг, а также стоянка напротив входа в метро. Многие члены Градсовета усомнились в эффективности последней, посчитав, что она будет раздражать пассажиров метрополитена, ведь автостоянка, по планам, будет располагаться прямо напротив входа в вестибюль. На их сомнения возразил председатель комитета по градостроительству и архитектуре ПетербургаВладимир Григорьев.
"Я, напротив, считаю, что автостоянка может играть роль перехватывающей линии. Многие жители северных районов, прилегающих к Петербургу, смогут оставлять свои автомобили на этой стоянке, а дальше уже ехать на метро. Поэтому это может помочь разгрузить транспортную развязку", — высказался он.
Сперанский и ТЦ
Большинство членов Градсовета положительно высказались по поводу проекта и оценили его архитектурные решения, которые имитируют архитектуру 1970-х годов.
"И по высоте, и по архитектурным решениям проект выглядит очень убедительно. Я его поддерживаю, просто нужно доработать", — отметил профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, архитектор Никита Явейн.
"Это тот редкий случай, когда КГИОП одобряет проект почти единогласно", — добавил первый заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев.
Однако нашлись и противники многофункционального комплекса. Например, многих не устроила высота здания. Прозвучали предложения об уменьшении его высоты на один этаж.
"Масштаб этого объекта невозможно оценивать без учёта требований режима КГИОП. В соответствии с требованиями на этой площади сохраняется доминирующее положение главного здания Политехнического университета и церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Мне кажется, что при такой высоте объекта, как это было предложено архитекторами, доминирующее положение Политехнического университета просто пропадает", — подчеркнул заместитель генерального директора по градостроительной деятельности ООО "Институт территориального развития" Владимир Аврутин.
Евгений Герасимов, руководитель архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнёры", высказался резко против проекта. По его мнению, реконструкция "Политехнической" может стать прецедентом разрушения вестибюлей других станций метро, которые были построены в 1960–1970-х годах.
"Комплекс вестибюлей станций метро "Выборгская", "Лесная" и "Политехническая" и так прекрасен и является памятником архитектуры того времени. Это касается как надземных, так и подземных вестибюлей станций. Мне кажется, нет никаких существенных причин для их фактического уничтожения. Коммерческий эффект этой истории для меня крайне сомнителен, а ущерб, на мой взгляд, налицо. Нужно бережно реконструировать существующую станцию с минимальными добавлениями. Эта станция принадлежит всем горожанам, и это повод для конкурса", — возразил он.
Его слова вызвали новую полемику в Градсовете. Высказался также и председатель КГА Владимир Григорьев, который задал аудитории риторический вопрос: "Можем ли мы уничтожить Сперанского?" (Известный ленинградский архитектор Сергей Сперанский был автором подземного вестибюля "Политехнической".) Он также обратил внимание, что планируемая реконструкция будет проводиться на собственные средства инвестора, а не на деньги налогоплательщиков.
Доцент СПбГАСУ Владимир Линов поддержал Герасимова, отметив, что не против объекта: "Проект меня устраивает, вокруг станции метро вполне могут возникать какие-то торговые площади. Но, если бы проводился конкурс, появились бы принципиально другие схемы планировки. Почему нельзя сохранить старую станцию, но при этом обстроить её с двух сторон, обеспечив площади для торговли?" — спросил он.
Святослав Гайкович, генеральный директор ООО "Архитектурное бюро "Студия-17", предложил не отменять существующий проект, но обязательно записать в рекомендациях Градсовета, что все последующие реконструкции станций метрополитена в Петербурге должны выполняться по организованному конкурсу.
Нужен ли ТЦ на "Политехнической"
Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International в Петербурге, не видит смысла в строительстве большого торгового центра у "Политехнической".
"В текущих условиях — с невысоким пассажиропотоком в 27 тыс.человек в сутки и в отсутствие жилмассива поблизости — строить торговый объект над станцией метро, на мой взгляд, не очень целесообразно. Куда более эффективно было бы усилить деловой потенциал этого района, встроив вестибюль метро, например, в форматный бизнес-центр, который был бы удобным, современным, имел паркинг, техническое оснащение и какой-нибудь общепит", — высказался эксперт.
Артём Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets, оценил строительство многофункционального комплекса на "Политехнической" в 600 млн рублей. Срок окупаемости объекта, по его словам, составит 3–5 лет, в зависимости от того, как далее будет развиваться ситуация с пандемией. Сам проект с инвестиционной точки зрения он считает удачным.
"Эффективность вложенных средств в создание торговых рядов над метрополитеном будет зависеть от того, какие торговые точки будут размещены на его территории, будут ли они востребованы у людей, которые пользуются транспортным объектом. Плотная застройка не позволяет возводить в этом районе высотные торговые комплексы. Пассажирам метро необходимо бывает закупить продукты, пообедать (особенно актуально это будет для студентов, если в здании появятся известные сети ресторанов быстрого питания и бюджетные столовые), приобрести бытовую химию и канцелярские товары. Также актуальным будет появление центра доступа МФЦ, где можно было бы оформить выплаты или получить актуальную информацию о государственной поддержке", — резюмировал он.