Службы такси во время карантина потеряли около половины клиентов, многие водители остались без работы. Спрос до сих пор не вернулся к прежним показателям.
Агентство Online Market Intelligence провело опрос жителей Москвы и Петербурга и выяснило, что самым безопасным видом общественного транспорта потенциальные пассажиры считают такси. Именно так ответили 48% респондентов. Однако большей популярностью у граждан во время пандемии пользовались автобусы, троллейбусы и трамваи. Их в качестве основного средства передвижения называли 80% опрошенных. 72% пассажиров спускались в метро, 22% ездили на пригородной электричке. Примечательно, что ни один из этих видов транспорта не вошел в тройку лидеров по минимальному уровню риска заражения коронавирусом.
Не сыграл на руку такси и запрет на работу каршеринга. В пик пандемии этот сервис не работал ни в Москве, ни в Петербурге. Однако клиентов у таксистов не прибавилось. Наоборот, как отметил первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал, в период самоизоляции спрос на услуги такси упал на 50–80%. Водителям такси пришлось искать другие источники заработка или подрабатывать курьерами.
Исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская рассказывает, что найти дополнительный заработок водителям крайне сложно. "Как раз работа в такси всегда рассматривалась как возможность приработка в экономически сложные времена. Так что идти водителям практически некуда. На рынке труда ужасающая ситуация, и его восстановление продлится долго", — считает эксперт.
Впрочем, некоторым таксистам сохранить работу удалось. В начале апреля "Яндекс.Такси" запустил новый курьерский сервис. С его помощью можно отправлять посылки, причем делать это могут как физические, так и юридические лица. По данным компании, 276 тыс. водителей — партнеров "Яндекс.Такси" попробовали тариф "Доставка". Для многих таксистов это стало дополнительным источником дохода в сложные времена.
Похожие услуги запустили и другие агрегаторы. Так, у сервиса "Везет" во время карантина выросла востребованность тарифа "Доставка", такая же функция появилась и у пользователей "Ситимобила" и Gett.
Не вези меня, извозчик
Как рассказала "ДП" Наталия Лозинская, спрос на такси в некоторых регионах упал на 90%, при этом к настоящему времени вернулось лишь около 40% пассажиров.
Представитель пресс–службы сервиса "Везет" Мария Фойхт говорит, что с конца марта по первую половину мая 2020 года количество поездок на такси в Петербурге снизилось на 43%.
"Режим самоизоляции существенно изменил транспортные возможности людей. Были введены ограничения на передвижение, закрылись торговые центры, популярные места отдыха, заведения общепита, культурные учреждения. Все это существенно повлияло на маршруты поездок на такси", — комментирует Фойхт.
Ведущий аналитик "Таксовичкоф" Антон Елдышев сообщил "ДП", что после объявления карантинных мер спрос на услуги их сервиса в Петербурге снизился практически вдвое. К основным причинам падения спроса он отнес переход на удаленный режим работы, который в некоторых петербургских компаниях сохраняется до сих пор.
Конечно, эконом
Средний чек в период самоизоляции (особенно в апреле–мае) снизился у многих сервисов. Пользователи отмечали, что поездки стали дешевле приблизительно на 20–30%. Часто при заказе такси экономкласса приезжал автомобиль пошикарнее.
В пресс–службе "Везет" говорят, что средний чек поездок по городу изменился, но несущественно. Мария Фойхт замечает, что сократилось число поездок в аэропорт Пулково, уменьшилось количество длинных междугородних поездок по Ленинградской области.
Как сообщают в "Таксовичкоф", компания сохранила средний чек на прежнем уровне. "Это важно, поскольку мы позволили водителям продолжать зарабатывать, а клиентам — остаться в привычной ценовой нише. Однако добиться этого удалось за счет постоянного балансирования повышающих и понижающих коэффициентов. Если раньше мы могли говорить о среднем чеке по всему городу, то теперь рассматриваем в отдельности каждый район Петербурга и каждый час суток", — рассказывает Антон Елдышев.
Сейчас компании пытаются привлечь как можно больше клиентов и вернуть средний чек на прежний уровень.
"Службы такси работают на повышение лояльности. В том числе и с помощью акций, — говорит Павел Сигал. — Если у клиента накоплены баллы, то периодически будут появляться бонусы и скидки, он будет более привязан к сервису и не поменяет его на другой при незначительных конфликтах".
По мнению эксперта, таким образом компании стараются увеличить прибыль, которая по итогам этого года окажется меньше, чем по результатам 2019–го.
В числе мер повышения лояльности, которые предлагают агрегаторы, скидки на поездки за город или 30%–ные бонусы на второй заказ в течение одного дня. Вечерний вояж из спальных районов в центр также обходится пассажирам дешевле.
Ставка на своих
Постепенно восстанавливаться спрос начал в начале мая. Однако, как отмечают в "Таксовичкоф", к настоящему времени он все еще низкий. Причем даже по сравнению с февралем этого года.
"О нормальном спросе летнего периода говорить пока не приходится. Мы ожидаем восстановление к сентябрю, средний чек, вероятно, будет сильно колебаться в нашем сегменте среди крупных игроков рынка такси", — говорит Антон Елдышев.
В сервисе "Везет" сообщили, что в конце июня количество поездок на такси в Петербурге практически вернулось к докарантинному периоду.
"Прогноз на лето оптимистичный. Мы не рассчитываем на большой поток иностранных туристов, но предполагаем, что многие россияне из других регионов предпочтут провести отпуск в Петербурге и наконец–то без очередей попадут в Эрмитаж или Исаакиевский собор", — размышляют в пресс–службе компании.
Впрочем, Наталия Лозинская уверена, что на быстрое восстановление спроса рассчитывать не приходится. "Провал в доходах населения отражается на рынке такси. Число поездок напрямую зависит от уровня заработка граждан и также от того, как будет дальше распространяться коронавирус — случится ли вторая волна пандемии", — заключает эксперт.