МАГАТЭ ищет источник радионуклидов, которые зафиксировали в воздухе над Европой в июне.
В центре этого розыска — страны Балтийского региона, в том числе Северо–Запад России. Власти неполадки на российских атомных объектах отрицают.
Лучше поздно, чем никогда
Сообщения о повышенном уровне радионуклидов в атмосфере над Скандинавией стали появляться в конце прошлого месяца. В Норвегии обнаружили йод–131, в Швеции и Финляндии — цезий–134, цезий–137, кобальт–60 и рутений–103. Чуть позже в финском воздухе нашли цирконий–95 и ниобий–95. По мнению экспертов, выброс радиации произошел еще в первой половине июня. "На анализ проб уходит много времени, потому что через них перекачиваются большие объемы воздуха в течение нескольких дней. Например, йод–131 был обнаружен в пробе, которая стояла в Норвегии со 2 по 8 июня", — поясняет сотрудник "Гринпис" Рашид Алимов.
Карту территории, на которой, скорее всего, располагается источник утечки радионуклидов, оперативно опубликовал исполнительный секретарь Организации по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Лассина Зербо. Согласно карте, источником выброса могли быть Кольская, Калининская и Ленинградская АЭС, ледоколы и атомные подводные лодки Северного флота, исследовательские институты на Северо–Западе России, а также скандинавские АЭС. До сих пор не удалось установить, являются ли обнаруженные в разных местах нуклиды следствием одной и той же внештатной ситуации. Известно лишь то, что эти радиоактивные частицы имеют реакторное происхождение.
Как бы то ни было, специалисты в один голос уверяют, что концентрация обнаруженных в июне радиоактивных веществ была настолько мала, что не представляла опасности для людей. Хотя превышение допустимых норм непосредственно в месте выброса нельзя исключать, полагает инженер–физик, эксперт программы "Безопасность радиоактивных отходов" Андрей Ожаровский. "В самом месте выброса концентрации радионуклидов, скорее всего, достигали опасных значений, поэтому источник надо искать в любом случае", — говорит эксперт.
А вот сотрудник Института ядерных исследований РАН Борис Жуйков считает, что превышения могло и не быть: "В точке непосредственного выброса превышение безопасных значений не исключено, хотя это маловероятно, так как в местах, где активность была зафиксирована, она составит значение, которое примерно в миллиард раз ниже предела годового поступления с воздухом для населения".
Чур не я
Нехватка данных, как это часто бывает, мгновенно породила слухи и догадки о возможном источнике выброса радиации. СМИ писали об утечке радиоактивного пара на ЛАЭС и испытаниях российских ракет с ядерными двигателями. По интернету разлетелось видео с колонной военного транспорта, которая якобы двигалась в сторону Соснового Бора. "Росэнергоатом" и Дмитрий Песков уверяют, что никаких нештатных ситуаций на атомных объектах не было, а радиационный фон оставался в норме. В МИД версию о том, что радионуклиды оказались в атмосфере из–за испытания оружия, назвали "информационным вбросом".
Об отсутствии происшествий рассказали непосредственно на ЛАЭС, которая попала в список главных подозреваемых: "У нас есть система мониторинга радиационной обстановки, она замеряется с частотой вплоть до минут. На Кольской и Ленинградской АЭС полученные из Европы данные проанализировали и сразу же выдали информацию о том, что у нас все в пределах нормы". "Росэнергоатом", в ведении которого находятся Ленинградская, Кольская и Калининская АЭС, расследование проводить не планирует. "Для него нет причин. Во–первых, на территории расположения атомных станций превышения радиационного фона не было. Во–вторых, МАГАТЭ 29 июня четко заявило, что незначительное повышение концентрации радиоактивных веществ в Северной Европе не превышает допустимых значений и не несет опасности для здоровья людей и окружающей среды", — пояснили в "Росэнергоатоме".
В общей сложности, по данным МАГАТЭ, ответственность с себя официально сняли более 40 государств, включая Россию. Одной из причин того, что ни одна страна пока утечку не признала, может быть и плохая работа систем мониторинга. Впрочем, как считает Андрей Ожаровский, вероятность того, что ЧП произошло в Европе, мала: "Европейцы в этом плане честнее. Например, бельгийская атомная станция в реальном времени публиковала информацию об аварийной остановке реактора. Еще недавно было сообщение о выбросе радиоуглерода из исследовательского реактора в Германии. Рассказали об этом не люди и СМИ, а сам собственник реактора, хотя концентрация вредных веществ, как и в ситуации с нынешним выбросом радионуклидов, была очень мала".
Не в новинку
Как показывает практика, быстро установить источник выброса и принять своевременные меры получается не всегда. Еще реже удается довести расследование до конца и получить исчерпывающие данные об источнике радиоактивных выбросов от страны–"виновницы".
В частности, российская сторона до сих пор не признала утечку рутения–106, которая, как утверждают европейские ученые, произошла на комбинате "Маяк" в Челябинской области осенью 2017 года. Тогда в Европе было зафиксировано повышенное содержание радиоактивного рутения–106 в воздухе, а в некоторых точках оно превышало норму в тысячу раз. Кремль любые подозрения последовательно отрицал, а в РАН выдвинули предположение о том, что где–то над Уралом сгорел спутник с ядерным реактором. Эти аргументы, как считает Борис Жуйков, были неубедительны: "У нас до сих пор говорят, что рутений упал с неба, и упал как раз в районе “Маяка”, где проводили работы с отработавшим ядерным топливом, содержащим рутений–106. Все это вызывает недоверие и у людей, и у наших коллег за рубежом".
В минувшем августе на военном полигоне в Архангельской области произошел взрыв, в результате которого погибли пять человек, а еще трое получили травмы. Только спустя 2 дня российские власти признали, что на полигоне взорвался изотопный источник питания. Врачей, которые помогали пострадавшим от взрыва, не предупредили о том, что они работают с облученными людьми. Не проинформировали и местных жителей. Западные ученые и СМИ связывали инцидент с испытанием гиперзвуковой ракеты "Буревестник", но официальная причина аварии, которую уже не имело смысла скрывать, так и не была названа.
В целом инциденты на атомных объектах разной степени опасности случаются не так уж редко. Только в 2019 году, по данным МАГАТЭ, 140 стран уведомили агентство о 190 нештатных ситуациях, связанных с радиацией. Что это были за инциденты и где — МАГАТЭ не разглашает.
Пожалуй, именно секретность в сфере атомной энергетики и ядерных исследований является одной из самых проблемных зон. И небезосновательно, ведь хрестоматийная чернобыльская катастрофа, как показывает практика, — далеко не последний пример потенциально опасного промедления со стороны государства.