На части маршрутов в регионе ее обеспечит Сбербанк.
Возможность безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Ленобласти внедрили коммерческие перевозчики "Пальмира", "Вест–Сервис" и "АТП Барс–2". Прием и обработку платежей будет обеспечивать Сбербанк. Автобусы оснащены оборудованием, которое принимает к оплате проезда льготные проездные карты, банковские карты и наличные деньги с выдачей чека. Размер комиссии эквайринга за прием банковских карт, которую оплачивает перевозчик, в кредитной организации не раскрыли.
"Мы оборудовали более 180 бортов перевозчиков, обслуживающих маршруты в Кудрово, Всеволожске, Выборге, Тихвине, Волхове и Пикалево", — сообщил Олег Тихомиров, управляющий головным отделением Сбербанка по Ленинградской области. По его словам, оборудование позволяет оплачивать проезд с помощью бесконтактных банковских карт через приложения Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay, установленные на смартфонах и иных устройствах с поддержкой сервисов мобильных платежей.
Комиссия за поездку
Как рассказали в Управлении Ленобласти по транспорту, перевод системы оплаты проезда на электронные рельсы уже превысил статус насущной необходимости. "Мы рады, что и на муниципальных маршрутах пошло движение в сторону бесконтактной оплаты проезда", — отметили в управлении.
В Сбербанке подчеркнули, что на текущий момент бесконтактная оплата реализована на 56 маршрутах, вероятно, до конца года их количество будет увеличено. По данным Управления Ленобласти по транспорту, в регионе действует 887 маршрутов общественного пассажирского транспорта. Это значит, что банк охватил не менее 6% транспортной сети региона.
По оценке ряда опрошенных "ДП" экспертов, доля платежей по банковским картам в общественном транспорте Ленобласти на сегодня не превышает 5%. Столь низкий уровень объясняется как раз более поздним началом реализации проектов по приему безналичных платежей на транспорте в регионе по сравнению с Петербургом.
Пример соседа
В Петербурге прием безналичной оплаты проезда на общественном наземном транспорте обеспечивает Газпромбанк, а в метрополитене — банк "Санкт–Петербург".
Сбербанк был первым в Петербурге, кто попытался обеспечить транспорт оборудованием для приема платежей за проезд с помощью банковских карт. Пилотный проект банк запустил летом 2015 года на отдельных маршрутах "Пассажиравтотранса", обслуживающих пассажиропоток в Пулково. Осенью 2016 года перевозчик объявил тендер на 1900 автобусов, победителем которого и стал Сбербанк.
Но потом по жалобе банка "Санкт–Петербург" антимонопольное ведомство итоги конкурса отменило, признав требования к участникам завышенными (не менее пяти успешных проектов по оплате банковскими картами проезда в общественном транспорте в 2014–2015 годах).
Новый тендер был проведен уже весной 2017 года. Его победителем стал Газпромбанк, предложивший комиссию в размере 2% (у второго участника, проигравшего, Сбербанка, комиссия была установлена в 2,1%). В марте 2020 года госконтракт был продлен.
"По условиям первого госконтракта с “Пассажиравтотрансом” мы модернизировали 1900 платежных валидаторов, объем инвестиций составил 65 млн рублей, — рассказали в Газпромбанке. — По новому контракту мы дооснастим 1970 валидаторов кнопкой для оплаты багажа, наши затраты составят 125 млн рублей".
С ГУП "Горэлектротранс" Газпромбанк заключил контракт в феврале 2018 года (банк был единственным участником конкурса), весной 2020 года он был продлен. Ставка по эквайрингу установлена в размере 2,1%. Банк должен обслуживать 2050 валидаторов и предоставить 1400 ручных терминалов.
Как сообщили "ДП" в "Пассажиравтотрансе", в 2019 году совершено 2,2 млн транзакций по оплате проезда банковскими картами. По данным Газпромбанка, в троллейбусах и трамваях совершено 2 млн платежей. Исходя из общего объема пассажироперевозок в городе в 2019 году 1,5 млрд поездок, уровень проникновения оплаты банковскими картами не превышает 0,7% без учета данных по оплате в коммерческом транспорте.
В метрополитене платежная инфраструктура по приему банковских карт появилась в 2013 году.
Как отметил Дмитрий Алексеев, вице–президент банка "Санкт–Петербург", сперва терминалами были оборудованы кассы, в 2015–м — турникеты, в 2018–м — аппараты по продаже жетонов.
"Общий объем операций по картам в метрополитене вырос по сравнению с 2014 годом в 25 раз, ежемесячно проводится порядка 6 млн операций, объем безналичных операций превосходит объем наличных", — подчеркнул эксперт.