Пандемия пошла на пользу тем торговцам цветами, кто сделал упор на онлайн–продажи вместо розницы. Если еще 2 года назад около 70% объема продаж в Петербурге приходилось на небольшие павильоны и ларьки, то теперь эту нишу заняли интернет–салоны. Около 40% цветочных офлайн–салонов не выдержали карантина и закрылись. Решившие выжить любым способом были вынуждены моментально сменить формат деятельности.
У Екатерины Ениной две компании: сеть салонов Duty free flowers (23 филиала по Петербургу) и цветочный онлайн–магазин "Ароматный мир". "Первое наше направление было рассчитано на клиента с улицы и во время карантина изрядно подкосилось. Онлайн–магазин открыли во время режима самоизоляции, и в этом случае ситуация сыграла нам на руку", — рассказывает она.
Также растет число премиум–бутиков, их в городе уже около 20%. Всего в Петербурге насчитывается около 2 тыс. цветочных салонов (включая сетевые бренды).
У студии авторской флористики "Ромром" оборот в месяц достигает 1 млн рублей (средний чек за букет — 4,5 тыс. рублей). Параллельно работают три проекта — студии цветов, комнатных растений и декора. "Мы сразу делали упор на развитие формата онлайн–мастерской. Спрос во время пандемии многократно вырос", — говорит Виктория Шуткова, основательница студии.
У доставки цветов Paeonia с оборотом 1 млн рублей недавно открылся филиал в Москве. На рынке бренд существует 2 года, средняя стоимость букета — от 7 тыс. до 10 тыс. рублей. "У нас есть не только доставка, но и розница. Все эти месяцы мы были закрыты на вход для посетителей. Сначала боялись. Не знали, как будут развиваться события. Но в итоге оказалось, что пандемия только помогла развитию бизнеса", — делится Наталия Шпилевая, владелица Paeonia. Те, кто успел вовремя переформатировать свои процессы, пошли в рост.
"В период изоляции многие люди впервые надолго оказались в своих домах, потребность окружать себя красотой и уютом возросла. Цветы стали одним из таких атрибутов. Также за это время мы все перешли в онлайн, ежедневные встречи курьеров стали нормой, а оформление доставки на адреса родных и друзей — лучшим знаком внимания. Доставка цветов — не исключение. Новая реальность сформировала новые привычки", — считает Екатерина Осипенко, владелица интернет–магазина Poppy Flowers.
Значительно увеличился средний чек за доставку. "Рост происходит за счет того, что с каждым годом все больше людей, покупавших прежде 101 розу в подарок, приходят за дорогими дизайнерскими букетами, плюс развивается онлайн, а там нет букетов–крошек. В период карантина наш средний чек подрос на 20–25%", — рассказывает Катерина Дунаевская, совладелица бренда "Цветочная грядка".
Пандемия не сломила
Цветочный бизнес привлекает многих начинающих предпринимателей. Это объясняется невысоким стартовым капиталом и быстрой окупаемостью. Вложив около 1 млн рублей, выйти в режим безубыточности можно уже через 6 месяцев. Примерная окупаемость составляет около полутора лет (в первый год работы не стоит ожидать прибыль более 40 тыс. рублей). Для небольшой точки показатель рентабельности составляет около 30%, а если развиваться в онлайн–направлении — и того выше.
Екатерина Осипенко открыла интернет–магазин Poppy Flowers лишь пару недель назад. Инвестиции в проект пока составили 300 тыс. рублей. Идея создания сервиса по доставке цветов появилась давно, но во время пандемии актуализировалась. "Я заметила, что стала озеленять свой дом и что другие делают то же самое. Так появилось наше основное предложение — цветочная подписка. Это еженедельная доставка монобукетов и цветочных композиций, собранных под заказ", — рассказывает Екатерина.
Это не первый ее бизнес, ранее она занималась продажей винтажной одежды. Когда весной закрылись границы, магазин Kamode Vintage остался без поставок. Было принято решение закрыть бизнес до снятия карантина. Так появилось время для реализации другого проекта. Открытие точки продаж не входит в планы владелицы сервиса.
Евгений Кузнецов открыл свой первый кибермаркет "Цветок.ру" в феврале. Инвестиции составили около 2,5 млн рублей. Пока предприниматель продолжает вкладывать в онлайн–магазин, поскольку еще работает в убыток. "Так вышло, что через месяц после открытия в Петербурге ввели карантинный режим, мы немного растерялись. Затем наступило лето, спрос еще просел. Июнь очень тяжело пережили", — рассказывает Евгений.
Магазин работает по двум направлениям: массовый продукт (букеты за 1,5–2 тыс. рублей) на сайте, в аккаунте instagram — авторские работы стоимостью выше 2,5 тыс. рублей.
За 2 месяца до начала пандемии открылась студия цветочного дизайна Follow the flowers. Инвестиции составили 1 млн рублей, спустя 4 месяца удалось окупить все первоначальные вложения в бизнес. Изначально работали в режиме офлайн и доставки, но пандемия скорректировала направление.
"В апреле мы не ожидали такого резкого скачка спроса. Очень сильно уставали. Но зато поняли, что онлайн работать намного удобнее. При хорошем маркетинге на цветах можно неплохо заработать", — рассказывает Наталья Максимова, владелица салона. Средний чек на букет у Follow the flowers — 3,5–4,5 тыс. рублей.
Тренд на обучение
Средняя цена курса флористики варьируется в пределах 10–20 тыс. рублей. За последнее время спрос на такое онлайн–образование вырос на 70%. Эти курсы намного дешевле очного формата (на 30 тыс. рублей). "Я сам запускал пасхальный курс в пандемию и очень боялся потерять все вложения. Но он себя оправдал. Остальные, кто делал запуск кейсов в то время, также оказались в плюсе", — рассказывает Александр Поляшов, профессиональный флорист. По его мнению, онлайн–сфера будет развиваться и дальше, падения спроса не предвидится, а стоимость курсов уже выросла на 1,2%.
Тем не менее, по словам преподавателей флористических школ, это не самое прибыльное направление. "Если на курс стоимостью 10 тыс. рублей набрать 50 человек, то 60% прибыли уйдет на оплату сайта, таргета, технической поддержки. Сам заниматься этим ты не сможешь, поскольку необходимо выделить свободное время на создание программы", — говорит Александр.
В онлайн–школе Turcan School учатся студенты из 33 стран мира (очное отделение и онлайн–формат). Средний возраст учеников — 35–40 лет. Все они пришли из разных сфер: бухгалтеры, финансисты, врачи, сотрудники полиции и др.
"Я положительно отношусь к росту популярности флористического мастерства. Мои ученики хотят изменить свою жизнь, и я поддерживаю этих людей", — говорит основатель школы Дмитрий Туркан.
Ценовые колебания
Эксперты уверены, что в России очень крупный потребительский рынок цветов. Как показала практика, спрос на них растет даже в кризисное время. Его объем оценивается сейчас в 2,4 млрд рублей и продолжает увеличиваться. Отчасти рост обусловлен повышением стоимости цветов (в 2012 году средняя розничная цена одного цветка составляла 70 рублей, в 2020–м она уже превысила 104 рубля).
На импорт приходится 83% рынка. Более половины всей продукции поставляется из Нидерландов, Эквадора и Кении, 13% цветов — из Колумбии.
Если курсы валют стран–импортеров растут, приходится повышать стоимость букетов. Так случилось этой весной. В среднем закупочная цена цветка выросла на 20–40% (в зависимости от того, как работают оптовые базы: закупают цветы на аукционах или сотрудничают с зарубежными партнерами напрямую).
"Цены изменились еще в январе, поскольку началось колебание курсов евро и доллара. Затем пандемия все только ухудшила. У нас цены выросли на 20%", — рассказывает Дарья Дмитриева, коммерческий директор и соучредитель цветочной базы Flower Family. Оборот ее компании составляет около 8 млн рублей в месяц.
По словам Дарьи, в этом году подобная ситуация случилась из–за того, что голландские садовники не смогли погасить кредиты, взятые на посадку цветов. Повышая цену, они стараются компенсировать затраты. А мировой голландский аукцион устроен, как и любая финансовая биржа: есть спрос — растет цена.
Не все эксперты считают ситуацию критичной. Колебания цен происходят постоянно, в первую очередь из–за сезонности цветов. Стоимость пиона в течение года может варьировать от 250 до 800 рублей за штуку. Это реалии цветочного рынка.
"Во время введения карантина случилось много сюрпризов. Как только в Петербурге закрыли розницу, нам помогли низкие закупочные цены (садовники в ужасе сдавали на голландский аукцион все за копейки, торги проходили быстро). Через месяц картина изменилась: случился дефицит некоторых базовых позиций, и целые плантации обанкротились", — рассказывает Катерина Дунаевская.
Сейчас рынок ожидает дефицита популярных сортов эквадорских роз. Садовники делали паузу, эти растения попросту еще не зацвели. Доля эквадорской продукции составляет около 50% от мирового рынка роз и 20–30% от всех разновидностей цветов.
В контексте
«Сколько стоят эти миленькие цветочки? Что–о–о, 10 долларов за этот веник?!» — вскричал Скрудж Макдак. И его реакция нам сегодня близка и понятна. Для большинства россиян букет стал если и не роскошью, то уж точно не предметом первой необходимости.
Правда, и поводов для покупки цветов из–за пандемии сильно поубавилось — выпускные в школах и вузах прошли виртуально, и даже похороны подчас проводятся без церемонии прощания. Бизнес–центры, обитатели которых массово перешли на удаленную работу, не тратятся на украшение холлов цветочными композициями. То же — гостиницы и особенно рестораны.
Зато купеческая традиция одаривать партнерш по бизнесу, всевозможных чиновниц и директрис дорогущими букетами по поводу и без, судя по отзывам торговцев, никуда не делась. Правда, теперь, оказывается, модно не покупать для этого 101 розу, а заказывать высокохудожественную флористическую композицию. Нам говорят, что эта трансформация буржуазного вкуса — культурное достижение. Что ж, за неимением других порадуемся хотя бы этому.
Не прибавили оптимизма цветочникам и скандалы из–за харассмента. Теперь сто раз подумаешь, одарить ли коллегу по работе скромным букетиком. А вдруг она расценит это как домогательство? Потратишься на фиалки, а потом останешься без работы, да еще и с подмоченной репутацией.
Молодое поколение теперь вообще предпочитает в аккаунт любимой закинуть красивую цветочную фотку, найденную совершенно бесплатно в интернете, и подписать ее сакраментальным: «Маша, я тебя люблю». Этого, типа, вполне достаточно. А то придумали предки, понимаешь, какой–то «букетно–конфетный период».
Так неужели традиция дарить дамам цветы уходит в прошлое? А останется только украшательство богатых гостиных флористическими композициями? Все может быть.
Пока же на цветочном рынке, как и в целом в сфере потребления, процветают (извините за каламбур) крупные сетевые игроки с налаженной службой доставки, а погибают ларьки и мелкие магазинчики, рассчитанные на покупателя, передвигающегося по городу пешком или на общественном транспорте. Такой клиент теперь очень и очень экономит на всем, без чего можно обойтись. Цветы в эту категорию, к сожалению, входят.
Впрочем, нынешнее лето, когда петербуржцы массово покинули ковидный город и спрятались на дачах, поспособствовало появлению на фазендах множества цветников, где радуют глаз и розы не хуже эквадорских, и гортензии, и скромные ромашки. И все они живые, а не убитые срезкой и обреченные увядать в вазе с водой или же воткнутыми в специальную губку.
Иван Титов
“
При взгляде со стороны, то есть для непрофессионала, цветочный бизнес кажется очень привлекательным и несложным. Часто мужья приобретают такой бизнес женам либо туда идут молодые девушки. Помимо своей коммерческой части направление привлекает еще и эстетической составляющей. Многие обращают на это внимание. Но они не знакомы со всеми подводными камнями: товар скоропортящийся, его ценообразование формируется, исходя из колебаний курса валют и многих других внешних факторов. В этом году именно ситуация с курсами сыграла с нами большую шутку. Весной цена подскочила из–за роста курса евро, а потом садовники из–за пандемии многократно уменьшили объемы производства товара. В результате сейчас растет очень мало цветов. Цена за товар на аукционах довольно высокая, поскольку есть дефицит ряда позиций. Далее ситуация с закупкой, скорее всего, будет меняться скачками. Какие–то цены выровняются, а какие–то продолжат расти. Выращивание цветов — довольно длинная цепочка различных взаимосвязей, поэтому какие–то товарные позиции быстрее вернутся в норму, а какие–то медленнее. Стабилизации можно ожидать где–то к зиме, но лишь в том случае, если мир не накроет вторая волна пандемии коронавируса и снова не будет объявлен карантин.
Владимир Зубакин
Генеральный директор сети супермаркетов "Цветомания"
“
Среди новых цветочников много неопытных бизнесменов, которые не знают эту отрасль изнутри. Тем не менее встречаются и талантливые люди, которые выходят на рынок с интересным предложением. Качество флористики в Петербурге растет с каждым годом. Все меньше становится небольших ларьков, увеличивается количество дизайнерских салонов. Я думаю, кризис до конца добьет офлайн–сегмент, и все перейдут на онлайн–продажи. Даже те клиенты, которые раньше гнались за низкой ценой, теперь предпочитают букеты, выполненные со вкусом.
Виктория Саранкина
Владелица доставки Birdie Flowers
“
Розничной торговлей мы начали заниматься недавно, прежде позиционировали себя как оптовый склад. Некоторые клиенты ушли с рынка, и нам пришлось менять формат. Рост популярности цветочного направления при выборе бизнес–деятельности наблюдается не первый год. Конечно, печально, что в отрасль приходит много непрофессионалов, но Петербург большой город, каждый салон найдет своего клиента. Сейчас несезон, и удивительно, что некоторые представители рынка говорят об увеличенном спросе. Наверное, это связано с развитием онлайн–торговли и доставки.
Светлана Алюшина
Менеджер бутика "Флора Питер"