В период распространения пандемии коронавируса во всех сферах бизнеса возросла значимость удалённых коммуникаций и облачных технологий. О новых продуктах в сфере телекоммуникационных услуг, об усилении кибератак и о том, чем хороша и одновременно опасна работа на удалёнке, "ДП" рассказал директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" Тимофей Абраменко.
Как с точки зрения телекоммуникационной компании изменился ландшафт бизнеса с начала пандемии?
— Пандемия COVID-19 не прошла незаметно для бизнеса. Приток новых клиентов снизился вдвое, бизнес начал развиваться медленнее, некоторые проекты были заморожены. Небольшая часть наших клиентов, порядка 3%, полностью отказались от услуг, ещё около 5% приостановили оказание услуг связи временно, и мы пока не знаем, наладится ли у них работа вновь.
Основной прирост был связан именно с переориентацией наших действующих клиентов. Есть компании, которые довольно быстро перестроились и попытались в этих непростых условиях найти новые ниши и подходы, чтобы выжить. Например, рестораны. Онлайн-доставка стала для многих настоящим спасением, а в связи с этим изменились и запросы наших клиентов: раньше они пользовались такими стандартными услугами, как, например, оборудование Wi-Fi-зон на всей территории ресторана, теперь же возрос интерес к видеонаблюдению, особенно за процессом приготовления и упаковки еды. Цель — проконтролировать соблюдение санитарных норм сотрудниками предприятий общественного питания.
Конечно, в период изоляции были востребованы услуги связи. Кроме того, не все компании оказались готовы к переводу сотрудников на дистанционную работу с технической точки зрения, и этот вопрос пришлось оперативно решать. Кто-то воспользовался арендованным оборудованием, а кто-то задействовал виртуальные мощности "Ростелекома" — ЦОД, АТС и т. д. Последняя услуга оказалась очень выгодной для предпринимателей, поскольку позволяет уменьшить или нарастить мощности по необходимости, не вкладываясь в развитие инфраструктуры самостоятельно.
Каким компаниям было легче перестроиться на новый режим работы и какие изменения произошли?
— Если говорить о среднем и малом бизнесе, то здесь большую роль сыграла степень готовности владельца бизнеса, ответственного за своё дело и своих сотрудников, пробовать что-то новое. Есть организации, которые закрылись и до сих пор ждут, когда будет разрешено возобновить деятельность. Но есть и другие примеры, причём в наиболее пострадавших от коронакризиса сферах. Не так давно одна ивент-компания обратилась к нам для аренды виртуальных мощностей, чтобы организовать детский онлайн-праздник. Как оказалось, задача непростая, но при грамотном подходе вполне осуществимая.
У крупного бизнеса своя история. Например, мы довольно давно работаем с предприятиями в области охраны труда, у нас есть сервис видеонаблюдения и видеоаналитики, который используется для контроля экипировки сотрудников и их передвижений по производственным помещениям. В связи с текущей ситуацией эта услуга быстро трансформировалась в огромную систему тепловизионного контроля, куда также добавилась функция удалённого измерения температуры у работников предприятия. Однако при использовании системы необходимо помнить о защите персональных данных, так как идентифицировать людей можно только с их согласия. Сегодня именно эта услуга переживает взрывной рост спроса, причём не только в России. Мировой рынок тепловизионного контроля оценивается экспертами в сотни миллионов долларов, и сейчас он далёк от насыщения.
Какие меры поддержки вы оказывали предприятиям в период пандемии?
— В своей работе мы всегда стараемся придерживаться индивидуального подхода, адаптируем продукты под нужды клиента, помогаем советом, рассказываем о тенденциях, показываем, как это работает. В период карантинных ограничений "Ростелеком" предлагал много акций и бесплатных тестовых периодов для разных услуг. Например, клиенты, которые раньше не пользовались корпоративной связью или виртуальной телефонией, могли в тестовом режиме оценить все преимущества.
Огромный пласт работы весной этого года был связан с запросами госорганов. Мы расширяли горячие линии, организовывали защищённые каналы для видеоконференций.
Насколько повысилась уязвимость внутренних сетей компаний при переходе на удалённый формат и как с этим бороться?
— Раньше о безопасности собственной IT-инфраструктуры заботились далеко не в каждой компании. Высокой степенью ответственности отличались государственные предприятия, где всё регламентировано и находится под защитой, а также крупные компании, где вопросам безопасности традиционно уделялось большое внимание. Особняком стоял средний и малый бизнес: руководители в большинстве случаев недооценивали киберугрозы или считали, что их бизнес не в зоне риска.
Сегодня, когда количество киберпреступлений сильно возросло, игнорировать эту проблему нельзя. По данным центра мониторинга и реагирования на инциденты кибербезопасности "Ростелеком-Солар", до трети наших клиентов, независимо от масштаба и сферы бизнеса, подвергаются атакам. Мы стараемся максимально быстро реагировать на происходящее, делая наши продукты доступными, разрабатывая специальные предложения, в том числе для предприятий малого бизнеса. Мы предлагаем клиентам защиту от DDoS-атак, которые сейчас очень распространены, а также DLP и другие системы контроля.
Какому бизнесу в современных реалиях могут понадобиться услуги дата-центра? Могут ли это быть представители малого бизнеса?
— Раньше эта услуга была востребована в основном крупным бизнесом. Сейчас мы стараемся максимально быстро отвечать на вызовы рынка, поэтому запустили бюджетные предложения, заточенные под малые предприятия. Сегодня облачная инфраструктура востребована абсолютно везде. В малом бизнесе это в первую очередь IP-телефония, возможность принимать звонки на виртуальные номера, распределять их по сотрудникам, переадресовывать на мобильные телефоны, вести CRM в облаке, создавать полноценный виртуальный офис. На крупных предприятиях больше востребована система видеоаналитики, которая позволяет контролировать работу сотрудников в режиме онлайн.
Чего нам стоит ожидать в итоге после пандемии? Интерес к облачным сервисам и сервисам для организации удалённой работы будет расти или вновь замедлит темпы роста?
— Интерес, конечно, будет расти. Сейчас сложно прогнозировать развитие экономики. То же и с частным бизнесом. Предприниматели с опаской относятся к вложению собственных средств, к масштабированию. Поэтому ещё до пандемии начал формироваться устойчивый тренд на аренду облачных технологий. Плюс такого подхода в том, что не нужно сразу вкладывать средства в создание инфраструктуры для расширения бизнеса. Можно масштабировать бизнес и оценивать ситуацию, а затем, если не был получен желаемый результат, вернуться в исходную точку без существенных потерь.
Ваши личные ощущения от перехода на удалённый формат работы? Насколько тяжело выстраивать процессы, сложно ли управлять коллективом, который не находится рядом?
— Я отношусь позитивно к возможности сотрудников работать удалённо. Считаю, что это повышает уровень так называемого work-life-balance и экономит время для жизни. Но здесь есть и свои недостатки. Например, на удалёнке нет чёткого разграничения между работой и отдыхом, из-за чего особо ответственные сотрудники начинают работать с утра до ночи. Руководителю это необходимо отслеживать и не допускать профессионального выгорания работника. Есть и ещё один момент. Никто не отменял такого понятия, как коллективный разум. Хотя бы пару раз в неделю коллективу необходимо собираться вместе, чтобы поделиться результатами труда, обсудить поставленные задачи и возможные пути их решения. Поэтому в будущем, думаю, возобладают гибридные варианты работы.
Скорее всего, сократится рабочее пространство, останутся коворкинги, небольшие офисные помещения для рабочих совещаний, живого общения между коллегами, обмена новостями и достижениями. Уже сейчас очевидно, что пандемия COVID-19 однозначно заставит бизнес пересмотреть стандарты работы в офисе, причём это коснётся не только организации трудового дня и коммуникаций в коллективе, но и изменит во многом подход к созданию инфраструктуры связи и защите данных.
Этих изменений бояться не стоит, они скорее позитивные: рано или поздно они всё равно произошли бы — как часть прогресса. Просто пандемия сильно ускорила этот естественный процесс. Уверен: бизнес с этим справится.