Медаль за взятие "Буяна": эксперты назвали победителя конкурса проектов арт–парка

Сегодня и завтра жюри выбирает победителя конкурса проектов арт–парка. В своих прогнозах архитекторы упоминают студию Никиты Явейна.

Как рассказал "ДП" член жюри конкурса президент Петербургского союза архитекторов Олег Романов, заседание жюри будет происходить очно, а не по видеосвязи (другой член жюри, Борис Кириков, ранее объяснял, что "такими важными вещами нельзя заниматься удалённо").
От участников ждут выступлений с презентацией своих проектов. Напомним, что помимо россиян в конкурсе задействованы мастерские из Франции, Швейцарии, США, Швеции, Ливана и Нидерландов. Между тем по распоряжению правительства России граждане и жители этих стран, за исключением Швейцарии, временно не могут посещать нашу страну из–за коронавируса.
Исключение — официальные делегации, приглашённые правительством высококвалифицированные специалисты, прибывающие по специально одобренным МИД визам. Приезжающие в Россию должны обследоваться на COVID–19 методом полимерной цепной реакции. Можно только гадать, как эта ситуация скажется на подведении итогов. Впрочем, формально шансы у всех равны.
"Хотелось бы, чтобы выиграли наши, потому что тема–то наша и город наш. Но как получится", — говорит Олег Романов. Он считает, что жюри подобрано по международным стандартам, в отличие от других конкурсов, которые проводились в Петербурге. "По “Охта–центру” в жюри вообще никого не было из архитекторов, один Викторов был", — вспомнил Романов.

Чистки в Смольном

Конкурс проводят корпорация "Дом.РФ" вместе с консалтинговым бюро "Стрелка" (структура связана с Александром Мамутом). Городской Союз архитекторов не без боя допустили к разработке технического задания. Изначально союз хотел стать оператором конкурса совместно со Смольным и в письме губернатору "выражал глубокое сожаление", что этого не случилось. Впоследствии со "Стрелкой" удалось договориться: утрясли вопросы и по составу жюри, и по техзаданию.
Среди ключевых пунктов последнего остались минимальная доля озеленения в 70% и создание новой набережной. Также необходимо использовать подземные пространства и учесть Театр Эйфмана. Впрочем, задание это пришлось уточнять уже по ходу проектирования при участии городского правительства (председатель жюри — глава КГА Владимир Григорьев). "Мы собирались в Смольном: и эксперты, и члены жюри, причём это несколько раз делалось. Задание чистилось именно после контактов с жюри и экспертами", — рассказал глава Союза архитекторов.
Правки не были принципиальными, но у многих специалистов нашлись замечания в своих областях. Например, эксперты по ландшафтной архитектуре уточняли сорта деревьев. Коррективы вносили и архитекторы. Сами участники не комментируют свои разработки. Архитектор бюро "Хвоя" Илья Спиридонов сказал "ДП", что после сдачи проекта о ходе конкурса ему ничего не ведомо.

Сэкономят потом

Россию в конкурсе представляют три заявки. Первая — "Студии 44" совместно с голландской West 8, вторая — петербургских студий "Хвоя" и Miles&Yards совместно со шведской KARAVAN landskapsarkitekter, а третья — петербургская студия KATARSIS Architects, сотрудничает с французской Praxys paysage & territoire.
Архитектор Степан Липгарт предполагает, что "победит кто–то из тех, кто всегда побеждает, например “Студия 44”". Поскольку история эта политическая. По предположению зодчего, мастерская Никиты Явейна в итоге возьмёт победу в коллаборации с одним из молодых бюро (то есть их усилия объединят).
"Это, в принципе, было бы логично. Такой системный игрок, определяющий повестку, тяжеловес. И, чтобы скрасить эффект, может быть, кого–то из молодых к ним подключат", — рассуждает Липгарт. Хотя очевидно, что с момента объявления конкурса мир стал другим, на широте задумок это не скажется, поскольку главное сейчас — удивить. "Мне кажется, экономить будут потом. Сейчас они все постараются проявить себя компетентно и ярко. А вот что ждёт нас впереди — непонятно", — сказал Липгарт. Сам он желал бы победы молодым командам ("Хвоя", KATARSIS) и считает, что они улучшают имидж конкурса, делают его более интересным.
В свою очередь, архитектор Александр Супоницкий считает, что, хотя, по его мнению, шансы конкурсантов равны, исполнение выбранной задумки надо отдать иностранной фирме. По части творчества российские коллеги идут вровень с зарубежными, если не превосходят их: "Даже можно сказать, что у нас более яркая креативная часть всего процесса". "А вот исполнение — я имею в виду реализацию проекта — вот это точно надо отдавать иностранцам. Чтобы с иностранным менеджментом, иностранным контролем банка. Тогда какой–то толк может быть", — добавил он. Правда, в Управлении делами президента (которое курировало этот участок со времен планов по строительству здесь Верховного суда) предложение с иностранным менеджментом могут не оценить.

Неосторожные

С другой стороны, архитектор Сергей Орешкин считает, что победит какая–то из западных компаний — "в силу исторического момента, потому что может сработать ярый европейский рационализм". "Европа делает всегда очень рациональные вещи. Хотя в международных конкурсах “Студия 44” порой предлагает что–то очень интересное — если только их не понесёт с точки зрения совсем уж космонавтики в идеях. “Студия 44” и наши молодые ребята могут сделать какую–то неожиданную вещь и получить преимущество, может быть, в силу отсутствия такой европейской осторожности", — предполагает зодчий.
Среди иностранных конкурсантов он особо выделил швейцарскую Herzog & de Meuron, которая раньше представляла интересные проекты, хотя сейчас партнеры "сдали из–за возраста". Эта фирма подала совместную заявку со швейцарской же JV Vogt.
Орешкин также отметил, что техническое задание к конкурсу можно было сделать лучше, чтобы оно было привязано к градостроительной ситуации: "Сейчас оно может куда угодно подойти. Поменяй название — и вот тебе задание на ландшафтный конкурс". Нет стержня или объединяющей идеи (хотя, с другой стороны, это позволяет ждать от конкурса неожиданностей). Если, конечно, не брать фундаменты подземных пространств, оставшиеся от проекта строительства Верховного суда. Возможно, стоило провести конкурс в два этапа: сначала выбрать концепцию, а потом собственно проект.
Назвать имена победителя и двух финалистов должны в пятницу, 18 сентября. До финиша дошли восемь претендентов (изначально на конкурс подавалось 229 заявок). Сначала из восьми работ выберут пять, затем из пяти — три. Каждый из восьмерки уже заработал по $60 тыс. из призового фонда, еще $20 тыс. получит бронзовый призер, $30 тыс. — серебряный, и $50 тыс. — победитель, писал "ДП".
Сумму инвестиций в "Тучков буян" оценивали в 6 млрд рублей. Не исключено, что при сложившихся обстоятельствах создание парка может быть отложено, как вновь затягивается история с Верховным судом. В мае министр финансов Антон Силуанов заявил, что проект по строительству нового комплекса (который думали разместить на Смольной набережной) перенесён на неопределённый срок. Правда, он и дороже.