В федеральную сеть "Вот енот", основанную в 2016 году, в лучшие годы входило пять точек в разных городах страны (Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде и Самаре). Питомники принимали гостей и организовывали экскурсии, на которых было разрешено фотографировать героев. Продавались годовые абонементы, желающие могли оформить выезд енотов на мероприятие в офис.
Сложности начались год назад. У сети тогда был филиал в Казани, который из–за тяжёлой финансовой ситуации пришлось закрыть. Пятерых из 11 енотов потом продали, остальных перевезли в головной питомник в Петербурге. "Мы проработали в Казани чуть меньше года и тут же закрылись. Цена билета оказалась высокой для местных жителей, спрос был низким", — вспоминает владелец сети Валерий Берестенников.
Но это было только начало. Почти весь следующий год из–за ограничений, вызванных распространением коронавируса, бизнес простаивал. В 2020 году закрылись остальные точки сети, сейчас осталась только одна — в Петербурге. "Не смогли справиться с убытками. Помимо содержания самих енотов нужно было выплачивать зарплату сотрудникам, аренду. При этом доходов не было вообще, а расходы превысили 1 млн рублей. Если бы все точки продолжали работать, убытки были бы ещё больше", — рассказывает Берестенников.
В доковидный период оборот одной точки составлял 800 тыс. рублей, всей сети доходил до 3,5 млн рублей. Сейчас при посещаемости 20 человек в неделю питомник зарабатывает 22 тыс. рублей. На содержание енотов в месяц уходит от 300 тыс. до 350 тыс. рублей.
Чтобы минимизировать убытки, предприниматель решил лично заняться уходом за животными и переехал жить в питомник.
"Наши еноты социализированы, без общения с людьми им становится плохо. С ними нужно играть, разговаривать. Поэтому я переехал к ним. Оставить животных одних я просто не мог", — говорит Валерий.
Сейчас на его попечении находится 16 животных, не так давно пришлось приютить ещё одного енота.
Брошенные
С питомников и котокафе сняли ограничения на приём посетителей 12 августа, коммерческие зоопарки открылись 20 октября. Пандемия повлияла не только на размер доходов, провалился и спрос. "Закрыли нас в числе первых, открыли последними. Не успели приступить к работе, как грянула вторая волна. Люди не идут, боятся", — сетует Глеб Стёпин, руководитель зоопространства "Лесное посольство", где проживает больше сотни животных. В этом году прибыль учреждения может снизиться на 60%. Сейчас зоопространство в основном работает со школами и детдомами. Детям разрешают кормить, ухаживать, изучать повадки и образ жизни животных.
Об отсутствии посетителей говорит и основательница Музея кошек и сети котокафе "Республика кошек" Анна Кондратьева. Хотя ещё в начале карантина наблюдался повышенный интерес к жизни кошачьих, даже подавались заявки на приём животных в семьи.
"Мы осторожно передавали животных. Но некоторых потом нам возвращали. Дополнительные проблемы создал слух, что кошки якобы способны передавать коронавирус. В итоге наши подопечные стали медленнее находить новые семьи. А их число начало расти — кто–то лишился хозяина во время пандемии, а кого–то просто бросили", — рассказывает Анна Кондратьева.
По её словам, за этот год с рынка ушло порядка 30% коллег. Их подопечные отправились в приюты, и теперь у них меньше шансов найти дом. Количество бездомных животных выросло в 3 раза.
"Иногда новые жители “Республики” поступают группами, недавно к нам привезли сразу девять британских кошек. В карантин подкидывали под двери прямо в коробках", — вспоминает Анна.
Ситуацию спасают социальные проекты при совместном сотрудничестве котокафе и приютов, но это дополнительные траты. Убытки сети "Республика кошек" достигли 2 млн рублей. Во время простоя, не имея возможности зарабатывать, котокафе сосредоточилось на маркетинге: был обновлён сувенирный ряд, выпущены футболки с популярными персонажами.
Пострадали за компанию
По мнению Валерия Берестенникова, в падении спроса виноват не только ковид.
"В начале года в силу вступили поправки в закон об обращении с животными. СМИ тогда активно обсуждали эту тему: набрасывались на контактные зоопарки и питомники, обвиняли их в “зверских грехах”. Мы не попали под запрет, потому что не являемся теми, против кого этот закон можно использовать, но люди перестали ходить и к нам. На фоне обсуждений закона сформировалось общее негативное мнение обо всех представителях зообизнеса", — считает владелец питомника "Вот енот".
Напомним, что вступившие в силу с 1 января 2020 года поправки в закон № 498–ФЗ "Об ответственном обращении с животными…" запретили деятельность контактных зоопарков. Согласно закону мероприятия, предусматривающие физический контакт посетителей с животными, возможны при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.
"Мы были одними из первых, кто после вступления в силу закона пришёл к Россельхознадзору спрашивать, как работать дальше. Негатива со стороны власти не было, а вот со стороны “лжезоозащитников” — очень много. Они до сих пор мешают нам работать, это снижает поток людей", — говорит Глеб Стёпин.
Надежда есть
Впрочем, полностью рынок не исчез. Питомники устраивают акции, привлекают благотворителей. Некоторые организации сумели получить помощь от государства в виде субсидий на выплату заработной платы, снижения налоговой нагрузки.
"Во II квартале прибыли не было вообще, вырос долг по кредитам. Нынешние убытки мы будем перебивать вплоть до середины — конца следующего года", — пессимистичен Глеб Стёпин.
Участники рынка опасаются, что ситуация может ухудшиться из–за второй волны пандемии и новых введённых ограничений. На всплеск спроса никто не рассчитывает, но работать не прекращают.
"Мы всегда устанавливали правила на посещение: запись шла заранее, отказывались принимать большие группы, соблюдали интервал между посещениями. Мы отвечаем не только за себя, но и за тех, кто сам за себя ответить не в состоянии", — говорит Валерий Берестенников.