Цены на бензин снова подскочили, не оправдав обещаний правительства по их сдерживанию на уровне инфляции. Нефтяные трейдеры поубавили оптимизм, а на топливном рынке Петербурга смена обличий.
Новые тревоги для водителей — ценовые индикаторы на автомобильное топливо слишком бодро идут вверх. Так, самые крупные значения на СПбМТСБ за тонну 95–го и 92–го бензина были зафиксированы на отметках 53,9 тыс. и 53,1 тыс. рублей соответственно, зимнего дизеля — 48,3 тыс. рублей. Оптовые цены в январе 2021–го — максимальные за всё время ведения статистики с 2018 года. С начала 2021–го оптовая цена бензина АИ–92 выросла на 6,6%, АИ–95 — почти на 6%. "Нефтяные компании “подсушили” внутренний рынок. На нефтебазах и НПЗ рекордно низкий уровень запасов бензина, опустившийся до 1,2 млн тонн против 1,72 млн тонн в январе 2020 года", — говорит независимый эксперт Виктор Костюков.
Специалисты не видят в ситуации ничего экстраординарного, а на самой бирже говорят, что ожидают выравнивания цен после дополнительных поставок нефтепродуктов. "Страдают в этой ситуации все. По последним данным, маржинальность АЗС ввиду роста оптовых цен местами упала с 1,5–1,8 рубля до 50 копеек за литр", — подсчитала директор департамента трейдинга УК "Олмар" Екатерина Федосихина. На совещании у вице–премьера Александра Новака нефтяники подняли вопрос о корректировке демпфера — в сторону увеличения бюджетных компенсаций компаниям при выгодных экспортных ценах.
Тем временем в Петербурге ждут "перелицовки" бывшей финской автозаправочной сети. "ДП" перед Новым годом недоумевал, почему же "Татнефть" не акцентирует свою прямую связь с АЗС и брендом Neste и не рассказывает автомобилистам, что на бывших финских заправках реализуется топливо из Татарстана (см. "ДП" № 193–194 от 25.12.2020).
Однако в начале года нефтекомпания перестала секретничать и сообщила, что приступает к ребрендингу сети. В этом году будут переоборудованы 15 заправок, а до конца 2023 года — как минимум 50 точек. Суть реконцепции, согласно информации из открытых источников, заключается в развитии премиум–сегмента "Татнефти" в Петербурге, который и будет "сооружён" на наследии Neste. По цифрам, заявленным представителем "Татнефти", стоимость ребрендинга одной заправки составляет 10 млн рублей. Исходя из того, что сеть АЗС Neste состояла из 75 точек, ребрендинг может обойтись почти в 1 млрд рублей.
Клиентам "Татнефти" обещают, что их ждёт отличный сервис и бонусы, а цена на топливо останется прежней. Пока неясно, останется ли фирменная топливная присадка Futura, за которую в том числе водители любили Neste. Сейчас ООО "Татнефть — АЗС — Северо–Запад" имеет лицензии на использование фирменных товарных знаков Neste, в том числе Futura в разных графических видах, — самая поздняя из этих лицензий истекает в 2024 году. В ответ на запрос "ДП" в Neste лишь процитировали строку официального пресс–релиза о том, что розничная сеть Neste продолжит работать под этим именем в течение 5 лет. То есть к моменту истечения всех лицензий ООО "Татнефть — АЗС — Северо–Запад" должно завершить ребрендинг сети и убрать, таким образом, финское название с карты города.
По нефти бьют
На мировом нефтяном рынке восторженное настроение постепенно разбавляется не слишком воодушевляющими известиями о новых вспышках коронавируса в Китае. СМИ словно соревнуются друг с другом в громкости и апокалиптичности заголовков, одновременно эмпирически разбираясь, откуда же прибыл вирус в Поднебесную, как он, зараза, выжил в пути и ждёт ли китайцев новый локдаун. Из опыта прошлого года следует, что если люди сидят по домам — то сразу же падает потребление нефти и нефтепродуктов. Международное энергетическое агентство (МЭА) немедленно понизило прогноз по спросу в 2021 году. По оценкам аналитиков агентства, спрос на нефть составит 96,6 млн барр. / сутки — что меньше декабрьского прогноза на 280 тыс. "Во второй половине 2021 года прогнозируется значительное улучшение спроса на нефть. Предположительно в это время ОПЕК+ будет по–прежнему придерживаться сокращения 5,8 млн барр. / сутки — исходя из соглашения, заключённого в апреле 2020 года. Однако ОПЕК+ использует более гибкий подход к управлению рынком, и представители стран–участниц будут ежемесячно пересматривать уровни добычи нефти", — говорится в январском докладе МЭА. Достигнув пика в день инаугурации нового президента США Джо Байдена — $56,52, нефть к моменту написания публикации подешевела на 2% — до $55,22.
Более тревожным для американского нефтегазового сектора должно быть возвращение США в Парижское соглашение по климату, обещанное Байденом сразу же после взятия Овального кабинета. Новый президент также объявил об отзыве разрешения на строительство нефтепровода TC Energy Keystone XL — через который нефтепродукты должны были поставлять из Канады на побережье Мексиканского залива. Введён мораторий на разработку месторождений в Арктическом национальном заповеднике, план которой был одобрен в августе 2020–го. Бюджетное управление конгресса подсчитало, что разработка нефтяных месторождений в заповеднике может пополнить американский бюджет почти на $1 млрд в течение 10 лет. Помимо прочего, к 2050 году в США будут стремиться свести к нулю парниковые выбросы — ограничивая добычу ископаемого топлива.
"С одной стороны, вступление США в соглашение — это плюс российским нефтяникам, так как снижает риски увеличения добычи углеводородов в будущем, — отмечает вице–президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. — С другой — это создает стимулы для новых инвестиций на американском рынке к качественному переходу на иные источники сырья. Ближайшие месяцы работы новой администрации покажут, насколько глубоко США готовы к новым источникам, их производству и потреблению".
Рано радуются
Участники Нефтегазовой климатической инициативы (OGCI), куда входят крупнейшие нефтегазовые компании мира, приветствуют возвращение Америки на "зелёную тропу", но внутри себя понимают, что балансировать между интересами cобственных акционеров и разными другими интересантами будет сложнее. "Решение заблокировать проект Keystone XL и вернуться в Парижское соглашение ясно говорит о климатических приоритетах новой администрации и ставит под сомнение возвращение Америки на мировой рынок нефти в качестве одного из ключевых экспортёров. В то же время необходимость добиться двухпартийной поддержки в конгрессе, где у демократов нет решающего большинства, делает маловероятным быстрый пересмотр политики Вашингтона в отношении Ирана, а значит, и возврат иранской нефти на рынок", — считает член экспертного совета Института развития технологий ТЭК Дмитрий Коптев.
Аналитики не ждут резкого взлёта цен. "В ближайшие месяцы цены будут выше $50 за баррель, но надолго подняться за отметку $60 не смогут. Важным фактором, который будет воздействовать на рынок, являются переговоры между Ираном и США. Иран, ожидая снятия санкций, уже увеличил производство и отгрузку на экспорт", — предполагает президент фонда "Институт энергетики и финансов" Марсель Салихов.
Министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане заявил, что исламская нация не позволила администрации Трампа сократить экспорт иранской нефти до нуля. Он подчеркнул, что на конец 2020 года, несмотря на эмбарго, в стране зафиксирован рекордный объём экспорта чёрного золота, и призвал США снять санкции. Не остаются без внимания проекты нефтегазохимической отрасли страны. Так, под финал прошлого года президент Ирана Хасан Рухани торжественно открыл три нефтехимических завода, которые суммарно прибавят 900 тыс. тонн в год к существующим мощностям страны. В этом году иранский лидер торжественно дал старт крупнейшему на Ближнем Востоке газоперерабатывающему заводу Bid Boland, который принесёт $700 млн дополнительных доходов. Как подсчитали в Rystad Energy, Иран может дополнительно добывать 1,8 млн барр. / сутки, которые составляют около 1,8% мирового потребления, прогнозируемого на 2021 год. Тем не менее эксперты не рассматривают всерьёз возможность обрушения цен вследствие притока этих объёмов нефти на рынок.