В Петербурге продолжается кампания по сохранению розничных рынков. При этом пяти из них городские власти отказали в защитных мерах. Наиболее известный — Невский рынок, расположенный в зоне жилой застройки. Видимо, у кого-то на него есть отдельные виды, подозревают эксперты.
Комиссия по землепользованию и застройке (КЗЗ) в конце января рассмотрела заявки Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга (КППИТ) об установлении на территориях, занятых розничными рынками территориальной зоны ТД3, запрещающей использовать участки иначе, чем под рыночную торговлю. Из 14 заявок КЗЗ отклонила пять.
Зона ТД3 появилась в Правилах землепользования и застройки в 2019 году. Тогда же её установили на участках трёх продовольственных рынков: Ломоносовского, Правобережного и Торжковского. Ещё через год в ТД3 попали Правобережный, Невский, Московский, Выборгский и Красносельский рынки. В этом году список пополнился Гражданским, Полюстровским, Кировским, Сытным, Кузнечным и Мальцевским рынками.
Городские власти объясняли этот процесс необходимостью защитить рынки от сноса и застройки жильём, либо другими объектами, приносящими больший доход, чем розничный рынок. Это происходило на фоне приватизации срезу нескольких рыночных объектов.
Одновременно шли разговоры о необходимости модернизации рынков. Так, несколько лет назад сообщалось, что ресторанный холдинг Ginza готов организовать в центральных рынках Петербурга фуд-холлы. Ему удалось реализовать такой проект на Даниловском рынке в Москве, но в Петербурге дальше разговоров дело не пошло. Правда, компания "Кантин" реконструировала Василеостровский рынок, где также заработал фуд-холл, но это пока единичный пример в городе.
В конце прошлого года появилась информация о том, что взять в управление петербургские рынки готов Россельхозбанк, который наладит на них торговлю фермерскими продуктами. В пресс-службе вице-губернатора Петербурга Евгения Елина сообщили, что все варианты продолжают прорабатываться и окончательных решений по ним пока не принято.
Ненужные рынки
С пятью отклонёнными заявками история почти детективная. Часть из них, судя по протоколу заседания КЗЗ, выглядят заведомо некорректными. Например, в них указаны кадастровые номера участков, на которых никаких рынков нет. Сами же рынки расположены рядом. Это рынок Лигово и рынок около станции метро "Проспект Ветеранов". Первый находится на периферии квартала, второй представляет собой небольшой павильон, не имеющий статуса капитальной постройки. В двух заявках указаны территории индивидуальной застройки — Граничная ул. в Лахте и Удаловская ул. в Пушкине. Следов существования на них крупных торговых объектов обнаружить не удалось.
"Предложения об установлении территориальной зоны ТД3 в отношении 4 земельных участков, включенных в План организации рынков, были отклонены в связи с отсутствием заявок от субъектов предпринимательской деятельности на предоставление данных участков в целях строительства зданий для организации розничных рынков", — прокомментировали в пресс-службе КППИТ.
Однако пятая отклонённая заявка касается объекта знакового. Это Невский рынок на пр. Обуховской Обороны, 75, лит. А, Б, В, Д. В 2018–2019 годах городские власти расторгли договоры с арендатором рынка и летом 2019 года выселили из него торговцев. С тех пор капитальное здание стоит заброшенным. Невский рынок расположен в зоне жилой застройки и пока что останется в ней. В КППИТ не прокомментировали ситуацию с Невским рынком. В пресс-службе вице-губернатора Николая Линченко, возглавляющего КЗЗ, в течение нескольких дней не смогли подготовить комментарий.
"Хитрая история"
По мнению эксперта комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Александра Карпова, комиссия вполне могла отклонить четыре заявки из-за допущенных в них ошибок. Ситуация с Невским рынком кажется ему более загадочной. "Напрашивается вывод о том, что намечается какая-то хитрая история со значимыми интересантами. Это очень характерный признак, когда чиновники среднего звена в ответа на запросы молчат и поднимают глаза кверху", — говорит он.
"Это уникальная ситуация, когда отклоняется предложение смены жилой зоны на коммерческую (да ещё и такую узкую, как размещение рынков), — удивляется директор департамента финансовых рынков и инвестиций Colliers Анна Сигалова. — Как правило, строительство жилья — это самая высокомаржинальная функция девелопмента сейчас. Локация активно развивается именно в жилой функции — проводится редевелопмент Александро-Невской мануфактуры и Невского завода. В окружении участка запроектировано довольно много жилья, поэтому именно современный рынок был бы уместен".
"Сказать, какова сегодняшняя линия города относительно рынков, я не могу, я её не вижу, — говорит глава АРИНАндрей Тетыш. — Мы скорее как-то гребём по течению. Что с ними делать, мы не знаем. Мы что-то пытаемся сохранять, запрещая делать там что-то другое. Но какой-то внятной политики на эту тему я не наблюдаю вовсе. А с точки зрения бизнеса, я не могу сказать, что рыночное пространство сейчас обладает безусловной явной и понятной привлекательностью. Вот строительство жилья в квартале, насыщенном инфраструктурой — это пожалуй да".
"Невский рынок был востребован жителями, — говорит депутат ЗакСа от Невского района Сергей Трохманенко. — То, что он закрыт, меня удивляет". Перспективы его возможной застройки он оценивает негативно. "Там и так уплотнительная застройка. Напротив построили большие комплексы вдоль Невы. Идет большая нагрузка, инфраструктуры практически нет", — объясняет депутат.