Девелоперы предупреждали ещё 3 года назад, что законотворчество для рынка долевого жилья обязательно приведёт к резкому росту цен на строящиеся "квадраты". Предупреждали и банки: берите кредиты, пока регулятор окончательно не закрутил гайки из–за боязни "ипотечного пузыря".
Нельзя сказать, что взлёт цен на строящееся жильё пропорционально сказался на финансовых успехах застройщиков. "Группа ЛСР" отчиталась по итогам 2020 года о приросте новых продаж в денежном выражении на 12%, Setl Group — на 6%, ГК "Эталон" — на 3%.
Льготная ипотека, обвинённая в уничтожении доступности жилья, может быть, действительно в чём–то и повлияла, но не в тех масштабах, которые на цены оказали повышение НДС или принудительное вычёркивание банковских игроков с рынка ипотеки.
Затраты государства на льготную ипотеку мизерны: с апреля по октябрь в Петербурге банкам выплачено субсидий на 172 млн рублей при выданных 115 млрд, или 30 тыс. кредитов, что составляет 86% от годового количества займов на первичном рынке. Дольщиков с 2019 года направляют лишь в банки, с любовью отобранные. По субсидируемой ставке в городе работают лишь 30 кредиторов из более чем 100.
Внедрение проектного финансирования и эскроу–счетов, расходы на которые легли на дольщиков через цену квадратного метра, секвестирование допущенных к ипотеке банков уже привели к тому, что в 2020 году доля первичной ипотеки в общем количестве выданных кредитов на покупку жилья упала до 44% против 49% в 2019–м. В таких условиях сокращение объёмов вводимого жилья оправданно: тут или продавать по новым правилам и со стадии фундамента, пытаясь заработать сейчас, или просто строить и выводить в продажу уже готовое, хотя формально и новое, жильё. Тем более что цена на вторичке выше.